В многодетных туркменских
семьях происходило усвоение не только духовных ценностей, но и социокультурных
норм. Как правило, многодетная семья была разновозрастной, между детьми
происходило активное общение. Детская среда всегда являлась мощным фактором
самовоспитания и взаимного воспитания.
В воспитании детей
у туркмен существовали выработанные в течение столетий свои национальные
традиции, сложившаяся система нравственного воспитания. Традиционная система
воспитания у туркмен включала такие основные моменты, как неукоснительное
и строгое соблюдение норм и правил поведения, воспитание в ребенке послушания,
приобщение в раннем возрасте к хозяйственной деятельности и домашним делам,
чувства ответственности и заботливости, обучение самостоятельности. Однако
существовала некоторая разница в семейном воспитании детей в зависимости
от имущественного положения и социального статуса семьи. Свое отношение
к роли воспитания народ выразил в пословице: "Дитя-драгоценность,но
большая драгоценность - его воспитание".
Воспитанием в прошлом занимались, в первую очередь, родители, старики
в семье (бабушки и дедушки), которые были всегда рядом, с лаской, богатым
жизненным опытом учили их житейской мудрости. Однако большое значение
в воспитании детей имела община. Общественное мнение, общественное порицание
играли огромную роль в воспитательном процессе, пожалуй, даже большую,
чем воспитание, получаемое в семье.
Учитывая неопытность молодой семьи, старшее поколение, особенно бабушка,
опекала внуков с первого дня рождения. Она постоянно находилась рядом
с молодой матерью,передавая ей свои знания и жизненный опыт, учила правильному
режиму жизни ребенка, наблюдала за действиями матери и предостерегала
ее от неразумного поступка, тем самым способствуя нормальному развитию
ребенка.
Туркмены считали, чтобы ребенок правильно развивался, необходимо заниматься
его воспитанием с первых дней жизни, так как способы ухода, кормления,
режим, характер обращения и общения с младенцем закладывают характер ребенка,
формируют у него хорошие привычки, от которых в большой степени зависит
его дальнейшее поведение.Поэтому, по традиции, только после рождения 2-3
детей свекровь разрешала невестке самостоятельно заниматься уходом и воспитанием
детей. Роль бабушки усиливалась, когда в семье появлялся второй ребенок,
с этого дня первый полностью переходил в руки бабушки и воспитывался у
нее. Это делалось еще и для того, чтобы ребенок не ревновал свою мать
к новорожденному, ибо ревность могла привести к плохим последствиям. С
другой стороны, мать,занятая новорожденным, не могла уже должным образом
заниматься воспитанием других детей.
В Туркменистане трудовому воспитанию детей издревле придавалось большое
значение. По представлению туркмен,ребенок с раннего возраста должен быть
готов к физическому труду, а трудолюбие считалось критерием нравственного
совершенства человека.
Во главе семьи - старейший по возрасту, здесь четко были определены роль
и функции каждого члена семьи, в том числе функции и статус детей. Дети
должны были с малых лет приспосабливаться к порядкам, бытующим в семье,
активно участвуя в семейном труде и быту. Хозяйственная деятельность способствовала
расширению знаний детей, приобретению определенных навыков, воспитывала
в них заботливость и чувство ответственности перед семьей. Совместная
трудовая деятельность со старшим поколением благотворно влияла на формирование
нравственных качеств ребенка...>>
|
|