Первую стрижку волос
мальчикам и девочкам производили по достижении одного года. Эту почетную
миссию выполнял, согласно традиции авункулата, дядя по материнской линии
(дайы), которого по обычаю полагалось одаривать (халатламак).
На вопрос, почему все-таки таким почетом и уважением пользуется дядя по
матери, информаторы отвечали пословицей: "Ит-ата, эр-дая" (досл.:
"Собака (должна быть похожа) на отца, а мужчина - на дядю по матери)
или "Жеребенок - в жеребца, а молодец -в дядю материнского конца".
Пословицы имеют глубокий смысл: хороший сын похож бывает на братьев своей
матери, а не на отца.
В них подчеркивается наследование черт по матери, а отсюда связь с дядей
с материнской стороны. Дайы и в дальнейшем опекает племянника, принимая
самое активное участие в его судьбе:берет на себя часть материальных затрат
при обрезании и женитьбе, помогает ему в трудные жизненные моменты. У
туркмен существует такая примета: если мальчик начинает сосать палец,
говорят,что он просит подарок, который непременно должен сделать дайы,
подарив ему барашка или бычка. Нам кажется, что роль дяди с материнской
стороны до конца не выяснена. К тому же, возвращаясь к обряду стрижки
первых волос, не у всех этнических групп туркмен ее производил брат матери.
Если дяди по матери не было, то его мог заменить сачлы даи (досл.: "волосатый
дядя"), который был в каждом ауле. В роли сачлы даи обычно выступал
мужчина с хорошими, густыми волосами, ведущий праведный образ жизни, авторитетный,
многодетный, в возрасте не менее 70 лет. Все качества, присущие этому
человеку, а также его плодовитость и долголетие во время стрижки якобы
передавались малышу.
Первый раз детям брили голову наголо, но только в том случае, если в семье
уже были дети, которые росли здоровыми. В семьях, где дети часто умирали,
ребенка не стригли до появления следующего:остричь - означало лишить себя
потомства.
По другим сведениям, в семьях, где с детьми обстояло не все благополучно
(чагасы дурмаса), мальчикам, сбривая волосы, на макушке (депесинде) оставляли
клок волос(кекил). Если видели мальчика с таким пучком волос на голове,
то уже знали, что в этой семье постоянно умирают дети. Обычно кекил мальчики
носили до рождения следующего ребенка в семье или до 5-6 лет. У туркмен-иомудов
у мальчиков оставляли две косички,которые спускались на виски. Эти косички
называли "гулпак" и носили их иногда вплоть до женитьбы, даже
до появления в его семье первого или второго ребенка.
Девочек, начиная примерно с 3 лет,стригли очень своеобразно: пучки волос
оставляли по обе стороны головы чуть ниже темени - "гулпак",
на висках- "зулп",на лбу- "манлай сач" или "алын
сач",сзади,чуть ниже затылка- "чокул". На голове таким
образом образовывались "островки" волос. Объяснить, с какой
целью производили такую стрижку девочкам информаторы не могли или говорили,
что так было принято издавна по обычаю,считалось "туркменчилик".
Такой вид стрижки практиковался в прошлом до 10-12 лет. Если видели девочку
без гулпаков, то с удивлением восклицали: "Тоба,тоба бу гызын,гулпагыны
хем гоймандырлар" ("О,эта девочка без гулпаков!"). В сельских
районах в настоящее время этот срок сократился до 5-6 лет с учетом того,
чтобы к школе девочки были с отросшими волосами. В городах подобная стрижка
у девочек почти не встречается.
Нами зафиксирован другой вид стрижки, когда брили голову наголо, оставляя
узкий кружок волос вокруг головы. Этот вид стрижки использовали как для
мальчиков, так и для девочек в том случае, если лоб у ребенка был узким...>>
|