.... | А.Союнова |
....
|
|
|||
М а з а р ы | ||||||
Для
почитаемых "святых" мест в Туркменистане, как и в Центральной
Азии, употребляются термины мазар
(место захоронения), а также овлия (что означает "святой"). Более почитаемые мазары представляли собой четырехугольные сооружения, увенчанные куполообразной крышей, иногда с декорированным порталом. В зависимости от ранга и популярности святого рядом с его мавзолеем пристраивались дополнительные помещения для молитв, для меджеура - человека, охраняющего и обслуживающего мазар, пристройка для хранения всевозможной посуды и инвентаря, необходимого для свершения жертвенной церемонии. На территории больших мазаров можно встретить даже печи (тамдыр), предназначенные для выпечки хлеба, и печи (ожак) для приготовления обеда из мяса животного, принесенного в жертву. На мазарах водружаются шесты или стволы деревьев, на которые навешиваются лоскуты различной материи, детская одежда. Кроме того, у мазара можно увидеть детские игрушки, маленькие детские колыбельки (салланчак). Святое место Имам-Касым расположено вдоль Безмеинской дороги недалеко от Кипчака. Оно представляет собой небольшую глинобитную постройку, внутри которой расположен намогильный камень, длиной около трех метров и шириной примерно полтора метра, накрытый большим куском белой ткани. Рядом с постройкой растет дерево (чиле- агач), которое также находится в центре внимания паломников. Оно обвешано разноцветными лоскуками (обетное приношение женщин) и др.аксессуарами, типичными для святилищ. Всю территорию вокруг святого места занимает мусульманское кладбище. Место захоронения Мухаммеда Ханапьи (т.е. Мухаммеда ибн ал-Ханафия), легендарного сына Али также пользуется популярностью среди туркмен. В действительности он похоронен в Саудовской Аравии. Обычай приписывать старым могилам или надмогильным постройкам имена видных мусульманских святых широко практиковался на средневековом Востоке. В частности, помимо этого мазара, Мухаммеду Ханапья приписывается мавзолей в Мерве, здание Ярты-гумбез близ Серахса и др. Этот мазар ухожен, во внутреннней его части на одной из стен есть два михраба (ниши). В одной из таких ниш лежали альчики-астрагалы( ашык) и деньги, а в углу ниши-веник. По рассказу информатора, испрашивая у святого себе ребенка, бесплодная женщина делала богоугодное дело: выметала его новым веником, который там же и оставляла. На овлия Мухаммеда Ханапья женщины, желавшие родить мальчика, бросали в михрабе астрагал и оставляли там деньги. Если он не упадет, а встанет на одну из сторон, то у женщины должен родиться сын, если же упадет, то ее желание не сбудется. Совершая паломничество к святой могиле Мухаммеда Ханапья, женщины проводили здесь ночь, вымаливая себе ребенка, совершали жертвенные церемонии. Другое святое место носит название Гурбанмурад-ишан. Мазар, по рассказам стариков, посвящен предводителю Геоктепинского сражения, поднявшего народ на борьбу за независимость туркменского народа, и возведенного в ранг святых. Этот мазар отличается от предыдущего и, что интересно, здесь мы встретили модели детских колыбелей, которые расставляют и ныне бездетные женщины. Миниатюрные детские люльки сооружали на мазарах из лоскутков и щепочек, они были точной копией настоящей колыбели с сохранением всех деталей и внутреннего убранства. Для полного тождества в них помещали столь же миниатюрного тряпичного младенца (иногда это была куколка или просто палочка). Колыбель подвешена, как в доме, в углу от одной стены к другой на веревочках,скрученных из белых и черных шерстяных ниток. Имитация детских колыбелей была одним из магических приемов, с помощью которого бездетные женщины надеялись испросить себе у святого потомство. Кроме моделей детских люлек, на овлия Гурбанмурад-ишана также имеется все необходимое для проведения жертвенных церемоний: печи, котлы, необходимая посуда. Недалеко от могилы святого есть специальное помещение, где бездетные женщины могли провести ночь. Иногда мазары бывают расположены среди небольшой рощи сильно разросшихся деревьев, как например, мазар Имамухаммед-Ханапья). Меджеур, смотритель мазара, пояснил нам, что обламывать ветки этих деревьев считается грехом....>> |
||||||
.......
|