..... А.Союнова
.....

журнальная репродукция

Традиционные обряды туркмен, связанные
с рождением и воспитанием детей.

 

 

старинное детское платье

 

...
Воспитание туркменских детей

Межвозрастная коммуникация имеет свои самобытные черты: в детской среде применяются оригинальные меры педагогического воздействия, своеобразные средства умственного развития и т.д. Видимо, в результате подражания взрослым в детской среде в своеобразном преломлении появились многие методы воспитания и обучения, известные их родителям.
Туркменский народ очень трудолюбив, славился и славится замечательными изделиями своего труда. Особенно высоко отзывались авторы о трудолюбии туркменской женщины: "...она (женщина - А.С.) очень трудолюбива и работяща.... Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот,обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься коврами или иным кустарным производством, а местами и выкормкой шелковичных червей. Любовь народа к труду не могла не отразиться и на воспитании детей, в психологической подготовке их к труду.Трудовой ритм взрослых переходил к их детям.
Время детских игр и детство для большинства туркменских детей в прошлом заканчивалось очень рано. Интересно описывает занятия туркменских детей немецкий этнограф Р.Карутц: "Когда ребенок подрастает, суровая действительность кочевой жизни предъявляет к нему свои требования.Он начинает по утрам собирать лошадиный и верблюжий навоз для топлива, помогает таскать из колодца воду и пригоняет туда скот, носит на руках и забавляет маленьких ребят, держит при доении овец и т.д. Дети трудились наравне со взрослыми. Смена занятий для них считалась отдыхом. В процессе воспитания у детей формировалось понимание важности значения труда и необходимости трудится.
Воспитание детей в туркменских семьях проходило прежде всего с соблюдением принципа строгого разграничения полов. Такой традиции придерживаются и в настоящее время. В туркменской семье было разделение труда на "мужской" и "женский", а в связи с таким разделением дети в семье воспитывались по-разному. Сказывалось на воспитании и разное правовое и экономическое положение мужчины и женщины.
Девочки привлекались к труду раньше и использовались как помощницы гораздо в большей степени, ч ем мальчики. С 6-7-летнего возраста девочка уже активно участвовала в домашних делах: нянчила младших детей, мыла посуду, помогала в приготовлении пищи, следила за очагом и т. д. А.Вамбери писал: "Время ребячьих игр в Средней Азии тянется недолго. Девочку рано начинают учить прясть, ткать, шить, делать сыр и т. п.". По сведениям информаторов, в семьях, где не было мальчиков, девочки выполняли мужскую работу. Девочка 10-ти лет считалась уже вышедшей из детского возраста, ее не выпускали из дома в мектеб. С этого времени им запрещалось играть, разговаривать с мужчинами, девочки были заняты только домашним хозяйством, приготовлением приданого, следили за младшими детьми в семье. Родители девочки старались воспитывать ее, начиная с 7-летнего возраста, умению выполнять различные хозяйственные работы. В результате к 12-13 годам, когда обычно выдавали замуж, она умела печь хлеб, готовить обед и становилась искусной хозяйкой, мастерицей в ковроткачестве, кошмовалянии. Все эти качества необходимы были для девочки,так как когда она становилась невестой, умение хозяйничать являлось одним из определяющих ее судьбу достоинств.
В трудовой подготовке девочек основное место занимало рукоделие. Все убранство в доме (ковры, паласы, торбы, кошмы) было сделано руками девушек и женщин, не говоря уже об одежде взрослых и детей. Богатейшие и сложные вышивки, украшившие одежду, также делались руками девушек. Ковроделие у туркмен было одним из древнейших видов ремесла. Девочка с ранних лет, находясь возле матери, обучалась ковроткачеству и с 12-13 лет уже самостоятельно умела ткать ковры.
Производство ковров-очень трудоемкое дело: начиналось оно с заготовки шерсти и установки станка.Еще более тяжелым был процесс кошмоваляния,к оторый требовал,помимо искусства, еще и значительных трудовых затрат. Туркменки обучали своих дочерей и ткачеству различных тканей, вязанию носков.

Воспитание туркменских детей (начало)