|
Межвозрастная коммуникация
имеет свои самобытные черты: в детской среде применяются оригинальные
меры педагогического воздействия, своеобразные средства умственного развития
и т.д. Видимо, в результате подражания взрослым в детской среде в своеобразном
преломлении появились многие методы воспитания и обучения, известные их
родителям.
Туркменский народ очень трудолюбив, славился и славится замечательными
изделиями своего труда. Особенно высоко отзывались авторы о трудолюбии
туркменской женщины: "...она (женщина - А.С.) очень трудолюбива и
работяща.... Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот,обшивает
и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься коврами или
иным кустарным производством, а местами и выкормкой шелковичных червей.
Любовь народа к труду не могла не отразиться и на воспитании детей, в
психологической подготовке их к труду.Трудовой ритм взрослых переходил
к их детям.
Время детских игр и детство для большинства туркменских детей в прошлом
заканчивалось очень рано. Интересно описывает занятия туркменских детей
немецкий этнограф Р.Карутц: "Когда ребенок подрастает, суровая действительность
кочевой жизни предъявляет к нему свои требования.Он начинает по утрам
собирать лошадиный и верблюжий навоз для топлива, помогает таскать из
колодца воду и пригоняет туда скот, носит на руках и забавляет маленьких
ребят, держит при доении овец и т.д. Дети трудились наравне со взрослыми.
Смена занятий для них считалась отдыхом. В процессе воспитания у детей
формировалось понимание важности значения труда и необходимости трудится.
Воспитание детей в туркменских семьях проходило прежде всего с соблюдением
принципа строгого разграничения полов. Такой традиции придерживаются и
в настоящее время. В туркменской семье было разделение труда на "мужской"
и "женский", а в связи с таким разделением дети в семье воспитывались
по-разному. Сказывалось на воспитании и разное правовое и экономическое
положение мужчины и женщины.
Девочки привлекались к труду раньше и использовались как помощницы гораздо
в большей степени, ч ем мальчики. С 6-7-летнего возраста девочка уже активно
участвовала в домашних делах: нянчила младших детей, мыла посуду, помогала
в приготовлении пищи, следила за очагом и т. д. А.Вамбери писал: "Время
ребячьих игр в Средней Азии тянется недолго. Девочку рано начинают учить
прясть, ткать, шить, делать сыр и т. п.". По сведениям информаторов,
в семьях, где не было мальчиков, девочки выполняли мужскую работу. Девочка
10-ти лет считалась уже вышедшей из детского возраста, ее не выпускали
из дома в мектеб. С этого времени им запрещалось играть, разговаривать
с мужчинами, девочки были заняты только домашним хозяйством, приготовлением
приданого, следили за младшими детьми в семье. Родители девочки старались
воспитывать ее, начиная с 7-летнего возраста, умению выполнять различные
хозяйственные работы. В результате к 12-13 годам, когда обычно выдавали
замуж, она умела печь хлеб, готовить обед и становилась искусной хозяйкой,
мастерицей в ковроткачестве, кошмовалянии. Все эти качества необходимы
были для девочки,так как когда она становилась невестой, умение хозяйничать
являлось одним из определяющих ее судьбу достоинств.
В трудовой подготовке девочек основное место занимало рукоделие. Все убранство
в доме (ковры, паласы, торбы, кошмы) было сделано руками девушек и женщин,
не говоря уже об одежде взрослых и детей. Богатейшие и сложные вышивки,
украшившие одежду, также делались руками девушек. Ковроделие у туркмен
было одним из древнейших видов ремесла. Девочка с ранних лет, находясь
возле матери, обучалась ковроткачеству и с 12-13 лет уже самостоятельно
умела ткать ковры.
Производство ковров-очень трудоемкое дело: начиналось оно с заготовки
шерсти и установки станка.Еще более тяжелым был процесс кошмоваляния,к
оторый требовал,помимо искусства, еще и значительных трудовых затрат.
Туркменки обучали своих дочерей и ткачеству различных тканей, вязанию
носков.
Воспитание
туркменских детей (начало)
|
|