......
|
А.Союнова |
.......
|
|
||||||
Наречение
имени |
|||||||||
Обряд наречения имени
- древняя традиция туркмен, он фиксируется в памятнике 10-11 вв. "Коркут-ата",
и вместе с тем это очень ответственный момент. В традиционном сознании
туркмен имя как бы прогнозирует будущее ребенка, поэтому процедура имянаречения
всегда придавалось особое значение. Так, в огузско-туркменском эпосе "Коркут-ата"
выбор имени возлагается на народных мудрецов, а в туркмено-огузском эпосе
"Кор-оглы" Арслан-бай в честь рождения дочери собирает народ
и обращается к людям с просьбой: "О люди,народ! Я ведь сына у бога
просил. Но по воле судьбы родилась у меня дочь. Дайте же ей имя!".
В том и другом случае устраивался большой праздник с угощением. Новорожденному старались как можно быстрее дать имя, обычно сразу после рождения или в течение 2-3 дней, а в крайнем случае - в течение 40 дней. Быть без имени - все равно, что не родиться на свет (не существовать) считают туркмены. Получив имя, ребенок получает и социальный статус, с именем он как бы вводится в общество, в котором ему предстоит жить.Такая спешка была связана и с верой в то, что ребенок без имени будто бы очень беспокоен и плаксив. Затянуть имянаречение - плохая примета: судьба у ребенка сложится неблагополучно. Честь выбора имени принадлежала старшему в семье мужчине или женщине, а иногда отцу, но особенно престижным считалось, если имя новорожденному давал дед по отцу. Очень часто имя ребенку давал мулла во время обряда наречения имени. Туркмены верили, что
удачный выбор имени ребенка может защитить его в жизни от различных бедствий,
от преждевременной смерти, то есть имя человека несло на себе не только
различительную, но и мистическую функцию, основанную на вере в магическую
силу слова. В связи с этим в роли защитных средств выступали не только
амулеты, но и имена, даваемые детям. Анимистические,тотемические представления,
культ природы в прошлом также имели влияние на возникновение ряда имен...>>
|