Вопросы - ответы...
- Даете ли вы своим работам название?
Да.
"Янардаг" - панно-избражение победителя Первого чемионата мира среди скакунов ахалтекинской породы, который состоялся в Москве в 1999 году...
"Календарь", "Мозаика"
Своему первому выпуклому коню на ковре я дал название "Веселый", а для другого объемного коня пока не нашел названия. Мне кажется что для него нужно подыскать что-то интересное, с философским привкусом. Обратите внимание, если смотришь на изображение передвигаясь - конь провожает тебя взглядом до самых дверей.
- О! Эти полотна - художественное произведение,
это - искусство. Уж не будет ли
на следующем ковре конь крутить
головой, хвостом махать или бить копытом?
Эти два ковра исполнены в формате 3 D. И сейчас я задумываюсь на созданием формата 4 D. Если кто-то сделает в 3 D, я начну создавать в 4 D, чтобы можно было рассмотреть с четырех сторон.
Я думаю, что с ниток можно создать ковер в 4 D.
- А как вы хотите это сделать?
Вот этот ковер он как картина.
Но только объемная.
А 4 D? Как он у вас будет выглядеть?
Сейчас я вам объясню.
Такого стиля ковер с объемным изображением вы где-то видели?
Нет. Я тоже И даже не верил, что такое возможно. Что такое получится. Получилось.
Особенно с тем конем, который как бы "поворачивает" голову.
А4Д и я не видел, и вы не видели. Но если я приступлю к созданию такого ковра в таком формате, выход , способ придут от Бога.
Когда думаешь, в голову решение придет. Бывает кто-то свыше подскажет: «здесь возьмут электрические ножницы».
Когда я начал состригать ворс на ковре для создания объема коня мне порой казалось, что в каком-то месте слишком много срезал, сточил. И я думал, Вах, здесь я хватил лишнего. Сразу падало настроение. Прекращал работу. А, оказывается, именно так нужно было. Бог помогает...
Когда мне кажется, что я состриг с ворса много, я останавливаюсь или перехожу к другому участку ковра. Например, если на тот момент я работаю с ногами коня, то перехожу к шее, с шеи к хвосту... А когда устаю, то оставляю работу на время. Но когда меня озаряет, даже в два часа ночи, в три часа ночи, я снова приступаю к работе.
-Это как у поэта, витает какое-то слово, сразу вскакивает, надо записать. Вы почувствовали себя художником и больше нигде не работаете?
-
Уже нигде.
Я создал свой стиль, дизайн и беру работы на заказ.
Многие думают, что соткать ковер нетрудно. А на самом деле, чтобы создать ковер нужно знать:
- математику, чтобы рассчитать точное количество узелков,
- физику, чтобы учесть натяжку нитей,
- химию, чтобы знать свойства красителей, натуральные или химические,
- геометрию, чтобы сходились линии,
- историю, чтобы разбираться в орнаментах, нужно понимать окружащий мир.
Это искусство вбирает в себя умения многих профессий. При создании объемной работы нужно владеть техникой
- ковродела,
- художника,
- скульптора,
- парикмахера...
- Сколько времени ушло на создание форм?
На то, чтобы придать форму и живость глазу у меня ушел весь день
- И все это ножницами.
Да, но с мелкими.
- Сколько ножниц у вас есть?
Если честно, не считал. Наверное, штук 20 есть, но все разные большие, маленькие, электрические, ювелирные, крутящиеся.
- Вы подбирали их по ходу работы.
То есть если не подходят здесь, то вы искали другие.
И каждые ножницы имеют свое назначение?.
Да, но где не берут ножницы, я работаю крутящимся станком.
- Ну, а пропорции пряжи, которые
вы используете в ткачестве?
Вы уже сразу определяете сколько
хватит для вашей работы,
для задуманной композиции.
Да, например, для композиции Черного коня мне нужно 5 или 6 оттенков черного цвета, и поэтому я пока не могу приступить к этой работе.
- Какие свои технические
достижения вы особо можете отметить?
В марте на выставке иранские ковроделы глядя на мою работу засомневались: ты, наверное, что-то подложил.
Я спросил у них: "А разве заметно?".
"Нет, - отвечают, - но ворс плотный жесткий хорошо стоит и на расходится. А может. ты коврового коня соткал отдельно от ковра? и приклеил его? ведь этого просто быть не может, чтобы ворс в 9 см так хорошо держался..."
Тогда я предложил своим оппонентам:
"Заплатите мне и я отверну ковер и потяну нитки, а вы стойте смотрите, как уйдет ворс"
Но они отказались, сославшись на то, что они тоже придумали такое два года назад и хотели научить нас.
Придумать и воплотить - совсем другое дело. Хотя иранцы идут впереди нас по ковроделию.
Чтобы добиться такого результата у меня столько времени болела голова.
Иранцы сросили цену ковра. Я назвал 40 тыс. Они удивились, что так дорого? Эту работу я делал четыре года. И потратил на это много сил и нервов, даже весь поседел. Я вложил душу в эту работу. Признаюсь честно, вторую такую точную копию я не смогу сделать ни за какие деньги
- Вы имеете специальное образование?
.
Я окончил сельхозтехникум, работал в автосервисе, ремонтировал машины. По образованию базовая специальность моя - техник-механик.
Записала Идли,
январь, 2014, Ашхабад.
См также..."Все мои новости".