|
|||||||||
![]() ![]()
Зинаида АЛИЕВА
Радует душу и сердце простое гнедой... печатается в сокращении
Во все времена ахалтекинские скакуны были для туркменского народа главным национальным достоянием. Красота, выносливость, быстрота туркменских прославленных коней известны с древних времен. Ничто не может сравниться с бегом резвого ахалтеинского скакуна... [Много] прекрасных работ в живописи и скульптуре, посвященных ахалтекинскому скакуну, который стал символом национального возрождения и новой эпохи в жизни туркменского народа.
Образ ахалтекинского коня нашел свое отражение и в ковровом искусстве. Своеобразные [образы] прославленных туркменских скакунов созданы Шатгельды Бозагановым, который посвятил себя искусству ковроткачества и добился в этом больших успехов. Первой такой работой [2004 г.] был образ Янардаг, неоднократного чемпиона выставок, победителя многих скачек, профиль которого украшает Герб Туркменистана... Ковер размером 2,35 х 2,8 метра отличается своеобразной цветовой гаммой и высоким качеством - 350 тысяч узелков на один квадратный метр. Сегодня эта работа занимает почетное место в Президентском музее Национального культурного центра Туркменистана.
В последующие годы [тему] "небесных коней" Шатгельды Бозаганов развил образами таких известных туркменских скакунов, как Беркарар (2005 г.), Гырат(2006 г.), Гарадер (2008 г.) Художественное изображение Гарадера обрамляет традиционный узор из ковровых гёлей. В этом ковре размером 2х2,5 метра использовано более 30 оттенков пряжи естественного окраса. Удивительно тонко переданы движения коня, рябь каракумских просторов... В коллекции мастера более 60 ковров разных размеров. Выполненные без красителей, непохожие на традиционные туркменские ковры по своей цветовой гамме, они удивительно красивы. Колекция Бозаганова экспонировалась на выставках в Австрии, России и Узбекистане. Каждый ковер - эксклюзив. Знакомясь с работами Шатгельды Бозаганова, невольно думаешь о том, что неотъемлемой частью любой культуры является народно-прикладное искусство, в основе которого заложены традиции ручного труда, как например, ковроделие. В работах Шатгельды можно увидеть отшливованное поколения мастерство и художественные традиции народа, а также новизну, уникальность и личный опыт мастера. # # # |
|||||||||
© Ш.Б. Ашхабад, 2014. Все права сохранены © Дина Байбородина, Ашхабад - Архангельск, 2017. Все права сохранены |
|||||||||