нюансы задумки от себя от других награда  
  Последние новости в конце

 

Зинаида АЛИЕВА

 

Радует душу и сердце простое гнедой...

печатается в сокращении

 

Во все времена ахалтекинские скакуны были для туркменского народа главным национальным достоянием. Красота, выносливость, быстрота туркменских прославленных коней известны с древних времен. Ничто не может сравниться с бегом резвого ахалтеинского скакуна... [Много] прекрасных работ в живописи и скульптуре, посвященных ахалтекинскому скакуну, который стал символом национального возрождения и новой эпохи в жизни туркменского народа.

 

Образ ахалтекинского коня нашел свое отражение и в ковровом искусстве. Своеобразные [образы] прославленных туркменских скакунов созданы Шатгельды Бозагановым, который посвятил себя искусству ковроткачества и добился в этом больших успехов. Первой такой работой [2004 г.] был образ Янардаг, неоднократного чемпиона выставок, победителя многих скачек, профиль которого украшает Герб Туркменистана... Ковер размером 2,35 х 2,8 метра отличается своеобразной цветовой гаммой и высоким качеством - 350 тысяч узелков на один квадратный метр. Сегодня эта работа занимает почетное место в Президентском музее Национального культурного центра Туркменистана.

- Умение ткать ковры в нашей семье, как и во всех туркменских семьях, передается из поколения в поколение, - говорит Шатгельды, - Маленьким ребенком я любил смотреть, как ткет моя мама, как бабушка учит сестер. Сначала меня больше интересовал иеханизм коврового искусства, но непроизвольно запоминалась и сама техника ручного ковроделия... Магия туркменских ковровых узоров и самобытная красота туркменских гор и степей с рождения окружают нас, входят в наше сердце и остаются с нами навсегда... [Панно] с Янардагом я создавал под глубоким впечатлением от красоты ахалтекинца, четко сознавая, какое большое значение имеет этот скакун для нашего народа. [П]обедитель Первого чемионата мира среди скакунов ахалтекинской породы, который состоялся в Москве в 1999 году...

В последующие годы [тему] "небесных коней" Шатгельды Бозаганов развил образами таких известных туркменских скакунов, как Беркарар (2005 г.), Гырат(2006 г.), Гарадер (2008 г.) Художественное изображение Гарадера обрамляет традиционный узор из ковровых гёлей. В этом ковре размером 2х2,5 метра использовано более 30 оттенков пряжи естественного окраса. Удивительно тонко переданы движения коня, рябь каракумских просторов...

В коллекции мастера более 60 ковров разных размеров. Выполненные без красителей, непохожие на традиционные туркменские ковры по своей цветовой гамме, они удивительно красивы. Колекция Бозаганова экспонировалась на выставках в Австрии, России и Узбекистане. Каждый ковер - эксклюзив.

Необычна одна из последних работ - рельефное панно. Впервые представленное на выставке, организованной Союзом промышленников и предпринимателей Туркменистана в марте этого года, он вызвал большой интерес посетителей. Собирательный образ белого ахалтекинского скакуна дан объемно и выступает , словно барельеф. Работая над этим ковром, мастер использовал особую технику ?рельефного ткания? На создание ковра у него ушло 4 года. Он выполнен в светло-серых и светло- коричневых тонах

Знакомясь с работами Шатгельды Бозаганова, невольно думаешь о том, что неотъемлемой частью любой культуры является народно-прикладное искусство, в основе которого заложены традиции ручного труда, как например, ковроделие. В работах Шатгельды можно увидеть отшливованное поколения мастерство и художественные традиции народа, а также новизну, уникальность и личный опыт мастера.

# # #

перепечатано из газ."Нейтральный Туркменистан" 02.05.13

© Ш.Б. Ашхабад, 2014. Все права сохранены
© Дина Байбородина, Ашхабад - Архангельск, 2017. Все права сохранены