ЗАМЕТКИ О РАБОТАХ САПАРА МОЛЛАНИЯЗОВА

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО

В БЕРЛИНЕ, ТАЛЛИНЕ И ТОРЕНТОКАК

МИР МНОГОЛИК

-

Рубрика "Долгий путь к короткому фильму"

ЗАМЕТКИ О РАБОТАХ РЕЖИССЕРА-ДОКУМЕНТАЛИСТА САПАРА МОЛЛАНИЯЗОВА

Когда смотришь ленты С. Молланиязова подряд особенно очевидно, как не одинаков в разных работах этот показатель "плотности" - чтобы кадрам было тесно мыслям - просторно. Но именно этот взгляд и показывает развитие творческой личности режиссера, его движение и поиск.
Режиссерский путь Сапара Молланиязова: мне представляется не дорогой по равнине, а смелым восхождением на гору, когда каждая новая работа - как крюк для альпиниста: забил - подтянулся, новый крюк - на полметра выше. А если и случается временное снижение высоты, то все равно - о силах и уровне подготовки альпиниста судят по уже покоренным пикам…
Среди таких фильмов которые "поднимали" С. Молланиязова, - "Уста-кую", "Следопыт", "Седьмой бархан". Два первые (оба по сценарию К. Бердыева) интересны тем, что в них воплощена дорога сердцу режиссера тема старинных национальных ремесел, векового народного опыта и мудрости.
Герои фильмов - старики: один - колодезных дел мастер, ищет воду среди песков, другой - прямо таки туркменский Дерсу-Узала, читает пустыню и горы, как книгу, и этим своим умением не раз помогал пограничникам. В обоих лентах сюжета практически нет: кинокамера, кажется, запечатлевает в подробностях стариков за своим делом: одного, с каким-то стоическим упорством роющим песчаную толщу, другого - разговаривающим с каждой травинкой и камнем. И только к финалу неспешное течение событий сжимается в неожиданно - напряженную, драматическую точку: уста-кую не находит воду, следопыт не напал еще на след…
И эта непредвиденная концовка вдруг отбрасывает на фильм какой-то особый свет понимания его как философской притчи - о непростом пути к истине о бескорыстном, жертвенном служении людям. И словно задает вопрос: кто продолжит дело стариков, кому передадут они свою мудрость и еще что-то важное что в суете нашей жизни размылось, растерялось, позабылось?
Вот почему ленты, рассказывая казалось бы об уходящем, нехарактерном, отнюдь не уводят в сторону от веяний времени - они не только познавательны, но и чрезвычайно актуальны нравственно. И кроме этого, отмечены бесспорными художественными достоинствами, несут печать не холодно-грамотного профессионализма, а трепетности, пылкости, которые - увы! - часто с годами уходят из работ документалистов.
Сапар Молланиязов остаётся честен в своих достижениях и ошибках. Именно поэтому в спорах, разговорах он часто говорит: "Я оставляю за собой право ошибиться…" Это право обусловлено еще и тем, что создать яркий убедительный образ современника в документальном кино намного сложнее, чем в игровом. В этом я убеждена так же как и Сапар.
Пожалуй в большой степени удача фильма зависит от умения режиссера не подавлять личности героя, пытаясь вытеснить его в уже готовый сценарии, а поставить в обстоятельства самораскрытия. Именно так и состоялся фильм "Седьмой бархан" - на мой взгляд, лучший фильм С. Молланиязова, который кстати, представлял советское документальное кино на фестивале в Западном Берлине.
Отличная черта этой ленты - динамика, чего под час недостает другим работам режиссера. Весь фильм - как стремительно разжимающаяся стальная пружина. Картина имеет конкретную подоплеку: чтобы выиграть время и сэкономить государственные деньги, вышкомонтажники впервые перевозят по пескам уже смонтированную вышку. Авторы (сценарист Х. Якубов) на конкретном факте показывают единоборство человека с пустыней, его волю и энергию, разум и власть над стихией и металлом. И как не ординарно раскрылся в этой экстремальной ситуации герой картины - бригадир монтажников Збигнев Дыбовский, мастерски, неистово "дирижировавший" штурмом седьмого бархана. Вот где и сюжет, и характер, и сама жизнь…
Сапар Молланиязов - художник постоянно ищущий требовательный к себе. Безусловно и в новых работах он привлечет наше внимание к действительно важным проблемам, ярким характерам…
Требовать от каждого десятиминутного фильма художественных открытий вряд ли возможно. Вспомним финал "Уста-кую": старый мастер не находит воду. Но он идет по бескрайней пустыне чтобы где-то ее непременно отыскать. Не зря говорится: если из пяти колодцев два дадут воду - хорошо...

Елена Приходько,
журналист

Рубрика "Оправдать надежды"

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО

… Поистине достойная документалистики емкость, слияние формы и стиля. Этим расширением смысла, на сей раз возвышением будничного до поэтического, отмечен фильм Сапара Молланиязова "Седьмой бархан" ("Караван"). В самом деле, перед нами вроде бы всего лишь десятиминутный репортаж: тракторы перетягивают буровую вышку через песчаный увал. Но зоркость оператора, точный монтаж режиссера, блистательная работа автора звука (Г.Стоянов) превращают кино наблюдение в кино стихотворение о тяжести испытания и счастье преодоления…

Леонид Гуревич,
кинодраматург, кинокритик.
(Москва).вверх

Рубрика" Показывает Киноэкран "

В БЕРЛИНЕ, ТАЛЛИНЕ И ТОРЕНТО

Кинематографисты более двадцати стран собрались в эти дни в Западном Берлине на 32-й Международный кинофестиваль художественных и документальных фильмов. Наша страна на этом кино форуме художественной картиной режиссера Искры Бабич "Мужики", и короткометражным фильмом Сапара Молланиязова "Седьмой Бархан" (сценарий Х. Якубова, оператор В.Гукасов).
Созданная в минувшем году картина рассказывает о нелегком труде туркменских нефтяников в суровых условиях Каракумов - о бригаде вышкомонтажников Збигнева Дыбовского из объединения "Туркменнефть", добившейся в прошлом году наивысших показателей в социалистическом соревновании…
Добрая весть пришла на днях на киностудию "Туркменфильм" им. Алты. Карлиева. Госкино СССР просит срочно выслать в москву копию фильма Сапара молланиязова "Уста-Кую". Лента об одной древнейшей профессии - колодезных мастеров, весной этого года примет участие в Международном кинофестивале документальных фильмов в итальянском городе Торенто
вверх

 

Рубрика "На фестивальных Орбитах"

КАК МИР МНОГОЛИК

Не так давно в Стамбуле завершился не совсем обычный праздник экранного искусства. "Этика и Эстетика документального кино" - так назвали его организаторы - Ассоциация кинодокументалистов \турции, Министерство культуры, Университет "Галата-сарай". В этом своеобразном фестивале - симпозиуме (в те же дни здесь проходила 4-я научно-теоретическая конференция по проблемам документального экрана). Приняли участие мастера экрана более чем 40 стран - от Канады и США до Китая и Японии. За десять дней участники фестиваля просмотрели более 150 кино - и телевизионных документальных лент, Посвященных, главным образом, этническим, нравственным и эстетическим проблемам жизни планеты.
Как все-дети бесконечно многолик художественный и духовный и духовный мир народов нашей земли, как неповторим каждый населяющий ее народ, как прекрасен и своеобразен вклад каждой нации в общечеловеческую культуру! В этом еще раз могли воочию убедиться участники фестиваля-симпозиума в Стамбуле, день, за днем открывая для себя дотоле неведомые миры прекрасного. И как, оказывается, безгранична и богата тонами и оттенками палитра документального экрана, как велики его возможности в раскрытии духовных и интеллектуальных богатств человека-творца.
Документальный экран независимого нейтрального Туркменистана представлял на Стамбульском фестивале известный режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменистана Сапар Молланиязов. Он привез в Турцию две свои ленты-короткометражки "Сердолик" и "Уста-Кую"(Колодезный мастер). В свое время обе эти картины были увенчаны самыми престижными наградами ряда международных фестивалей. Так "Сердолик", рассказывающий о старинных национальных играх и обрядах, был отмечен призами и дипломами жюри на фестивалях документального кино в Лос-Анджелесе, Колорадо-Спрингсе (США), в Париже, Фрейбурге и Оберхаузене (Германия), в Тегеране, Алма-Аты…
Не менее внушительный список международных наград у маленького фильма "Уста-Кую". Лейпциг, Карловы Вары, Ташкент и т.д.
Разумеется, на стамбульском фестивале-симпозиуме ни каких наград не присуждалось. Но обе ленты туркменского режиссера вызвали живой интерес и признательность профессионалов. Ассоциация кинодокументалистов Турции попросила у Сапара Молланиязова разрешения снять копии с его картин для своей богатейшей фильмотеки.
Наш соотечественник подарил свои картины турецким коллегам

Хабиб Гусейнов,
заслуженный журналист Туркменистана.
вверх

следующая