|
Рубрика
"Долгий путь к короткому фильму"
ЗАМЕТКИ
О РАБОТАХ РЕЖИССЕРА-ДОКУМЕНТАЛИСТА САПАРА МОЛЛАНИЯЗОВА
Когда смотришь ленты
С. Молланиязова подряд особенно очевидно, как не одинаков в разных работах
этот показатель "плотности" - чтобы кадрам было тесно мыслям
- просторно. Но именно этот взгляд и показывает развитие творческой личности
режиссера, его движение и поиск.
Режиссерский путь Сапара Молланиязова: мне представляется не дорогой по
равнине, а смелым восхождением на гору, когда каждая новая работа - как
крюк для альпиниста: забил - подтянулся, новый крюк - на полметра выше.
А если и случается временное снижение высоты, то все равно - о силах и
уровне подготовки альпиниста судят по уже покоренным пикам…
Среди таких фильмов которые "поднимали" С. Молланиязова, - "Уста-кую",
"Следопыт", "Седьмой бархан". Два первые (оба по сценарию
К. Бердыева) интересны тем, что в них воплощена дорога сердцу режиссера
тема старинных национальных ремесел, векового народного опыта и мудрости.
Герои фильмов - старики: один - колодезных дел мастер, ищет воду среди
песков, другой - прямо таки туркменский Дерсу-Узала, читает пустыню и
горы, как книгу, и этим своим умением не раз помогал пограничникам. В
обоих лентах сюжета практически нет: кинокамера, кажется, запечатлевает
в подробностях стариков за своим делом: одного, с каким-то стоическим
упорством роющим песчаную толщу, другого - разговаривающим с каждой травинкой
и камнем. И только к финалу неспешное течение событий сжимается в неожиданно
- напряженную, драматическую точку: уста-кую не находит воду, следопыт
не напал еще на след…
И эта непредвиденная концовка вдруг отбрасывает на фильм какой-то особый
свет понимания его как философской притчи - о непростом пути к истине
о бескорыстном, жертвенном служении людям. И словно задает вопрос: кто
продолжит дело стариков, кому передадут они свою мудрость и еще что-то
важное что в суете нашей жизни размылось, растерялось, позабылось?
Вот почему ленты, рассказывая казалось бы об уходящем, нехарактерном,
отнюдь не уводят в сторону от веяний времени - они не только познавательны,
но и чрезвычайно актуальны нравственно. И кроме этого, отмечены бесспорными
художественными достоинствами, несут печать не холодно-грамотного профессионализма,
а трепетности, пылкости, которые - увы! - часто с годами уходят из работ
документалистов.
Сапар Молланиязов остаётся честен в своих достижениях и ошибках. Именно
поэтому в спорах, разговорах он часто говорит: "Я оставляю за собой
право ошибиться…" Это право обусловлено еще и тем, что создать яркий
убедительный образ современника в документальном кино намного сложнее,
чем в игровом. В этом я убеждена так же как и Сапар.
Пожалуй в большой степени удача фильма зависит от умения режиссера не
подавлять личности героя, пытаясь вытеснить его в уже готовый сценарии,
а поставить в обстоятельства самораскрытия. Именно так и состоялся фильм
"Седьмой бархан" - на мой взгляд, лучший фильм С. Молланиязова,
который кстати, представлял советское документальное кино на фестивале
в Западном Берлине.
Отличная черта этой ленты - динамика, чего под час недостает другим работам
режиссера. Весь фильм - как стремительно разжимающаяся стальная пружина.
Картина имеет конкретную подоплеку: чтобы выиграть время и сэкономить
государственные деньги, вышкомонтажники впервые перевозят по пескам уже
смонтированную вышку. Авторы (сценарист Х. Якубов) на конкретном факте
показывают единоборство человека с пустыней, его волю и энергию, разум
и власть над стихией и металлом. И как не ординарно раскрылся в этой экстремальной
ситуации герой картины - бригадир монтажников Збигнев Дыбовский, мастерски,
неистово "дирижировавший" штурмом седьмого бархана. Вот где
и сюжет, и характер, и сама жизнь…
Сапар Молланиязов - художник постоянно ищущий требовательный к себе. Безусловно
и в новых работах он привлечет наше внимание к действительно важным проблемам,
ярким характерам…
Требовать от каждого десятиминутного фильма художественных открытий вряд
ли возможно. Вспомним финал "Уста-кую": старый мастер не находит
воду. Но он идет по бескрайней пустыне чтобы где-то ее непременно отыскать.
Не зря говорится: если из пяти колодцев два дадут воду - хорошо...
Елена Приходько,
журналист
Рубрика
"Оправдать надежды"
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО
… Поистине достойная
документалистики емкость, слияние формы и стиля. Этим расширением смысла,
на сей раз возвышением будничного до поэтического, отмечен фильм Сапара
Молланиязова "Седьмой бархан" ("Караван"). В самом
деле, перед нами вроде бы всего лишь десятиминутный репортаж: тракторы
перетягивают буровую вышку через песчаный увал. Но зоркость оператора,
точный монтаж режиссера, блистательная работа автора звука (Г.Стоянов)
превращают кино наблюдение в кино стихотворение о тяжести испытания и
счастье преодоления…
Леонид Гуревич,
кинодраматург, кинокритик. (Москва).вверх
Рубрика"
Показывает Киноэкран "
В
БЕРЛИНЕ, ТАЛЛИНЕ И ТОРЕНТО
Кинематографисты более
двадцати стран собрались в эти дни в Западном Берлине на 32-й Международный
кинофестиваль художественных и документальных фильмов. Наша страна на
этом кино форуме художественной картиной режиссера Искры Бабич "Мужики",
и короткометражным фильмом Сапара Молланиязова "Седьмой Бархан"
(сценарий Х. Якубова, оператор В.Гукасов).
Созданная в минувшем году картина рассказывает о нелегком труде туркменских
нефтяников в суровых условиях Каракумов - о бригаде вышкомонтажников Збигнева
Дыбовского из объединения "Туркменнефть", добившейся в прошлом
году наивысших показателей в социалистическом соревновании…
Добрая весть пришла на днях на киностудию "Туркменфильм" им.
Алты. Карлиева. Госкино СССР просит срочно выслать в москву копию фильма
Сапара молланиязова "Уста-Кую". Лента об одной древнейшей профессии
- колодезных мастеров, весной этого года примет участие в Международном
кинофестивале документальных фильмов в итальянском городе Торенто
вверх
Рубрика
"На фестивальных Орбитах"
КАК
МИР МНОГОЛИК
Не так давно в Стамбуле
завершился не совсем обычный праздник экранного искусства. "Этика
и Эстетика документального кино" - так назвали его организаторы -
Ассоциация кинодокументалистов \турции, Министерство культуры, Университет
"Галата-сарай". В этом своеобразном фестивале - симпозиуме (в
те же дни здесь проходила 4-я научно-теоретическая конференция по проблемам
документального экрана). Приняли участие мастера экрана более чем 40 стран
- от Канады и США до Китая и Японии. За десять дней участники фестиваля
просмотрели более 150 кино - и телевизионных документальных лент, Посвященных,
главным образом, этническим, нравственным и эстетическим проблемам жизни
планеты.
Как все-дети бесконечно многолик художественный и духовный и духовный
мир народов нашей земли, как неповторим каждый населяющий ее народ, как
прекрасен и своеобразен вклад каждой нации в общечеловеческую культуру!
В этом еще раз могли воочию убедиться участники фестиваля-симпозиума в
Стамбуле, день, за днем открывая для себя дотоле неведомые миры прекрасного.
И как, оказывается, безгранична и богата тонами и оттенками палитра документального
экрана, как велики его возможности в раскрытии духовных и интеллектуальных
богатств человека-творца.
Документальный экран независимого нейтрального Туркменистана представлял
на Стамбульском фестивале известный режиссер, заслуженный деятель искусств
Туркменистана Сапар Молланиязов. Он привез в Турцию две свои ленты-короткометражки
"Сердолик" и "Уста-Кую"(Колодезный мастер). В свое
время обе эти картины были увенчаны самыми престижными наградами ряда
международных фестивалей. Так "Сердолик", рассказывающий о старинных
национальных играх и обрядах, был отмечен призами и дипломами жюри на
фестивалях документального кино в Лос-Анджелесе, Колорадо-Спрингсе (США),
в Париже, Фрейбурге и Оберхаузене (Германия), в Тегеране, Алма-Аты…
Не менее внушительный список международных наград у маленького фильма
"Уста-Кую". Лейпциг, Карловы Вары, Ташкент и т.д.
Разумеется, на стамбульском фестивале-симпозиуме ни каких наград не присуждалось.
Но обе ленты туркменского режиссера вызвали живой интерес и признательность
профессионалов. Ассоциация кинодокументалистов Турции попросила у Сапара
Молланиязова разрешения снять копии с его картин для своей богатейшей
фильмотеки.
Наш соотечественник подарил свои картины турецким коллегам
Хабиб Гусейнов,
заслуженный журналист Туркменистана. вверх
следующая
|