У р о к 1.
Много ли воды на Земле?
Воды
на Земле очень много. Оказывается, что 3/4 нашей планеты покрывает вода.
И только одну четверть занимает суша. Поэтому правильнее было бы назвать
нашу планету не "Земля", а "Вода".
Вода образует водную оболочку земли - гидросферу. Гидросфера включает
три части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере. На Мировой океан
приходится 96% воды, воды суши - 2%.
Вопросы:
- Какие
океаны они знают?
- Какой океан самый большой, какой - самый маленький?
- Что такое ледники? Где их больше всего, и как их можно найти на карте?
- Что можно отнести к водам уши?
- Чем вода в океанах отличается от воды, находящейся в реках и озерах?
- В каком состоянии встречается вода в атмосфере и почему?
Для наглядности: 1/
Разложите100 горошин в разные сосуды. Соответственно, 96 горошин сосуда
- это Мировой океан, 2 горошины - это ледники, еще 2 горошины - это подземные
воды. 2/100 от одной горошины - вода в атмосфере.
2/ Работа с глобусом, картой
У р о к 2.
Содержат ли воду живые организмы?
Человек
состоит из воды на 80%, медуза - на 95%, даже эмаль зубов содержит 10%
воды.
Вопрос:
- Почему живые организмы содержат такое большое количество
воды?
У р
о к 3.
Вода - прекрасный растворитель.
Вопросы:
- Какие вещества и как растворяются
в воде?
/Обратите внимание на то, что происходит с растительным маслом
в воде./
- Почему так опасен разлив нефти на поверхности морей и океанов?
Для
наглядности:
В разных стаканчиках с водой растворите сахар, соль, стиральный порошок,
растительное масло, крахмал и т.п.
У р о
к 4. Какую
воду мы пьем?
Вопросы:
- Задумывались ли они над тем, какую
воду они пьют?
- Можно ли по внешнему виду и запаху определить, что вода пригодна для
питься?
- Почему воду необходимо кипятить?
Оказывается, природная
вода не всегда бывает чистой. Она содержит примеси различных веществ,
многие из которых наносят организму человека вред.
Представим, что мы отправились в поход, где нет чистой воды. Вода
в ближайшем водоеме сомнительного качества.
- Можно ли ее использовать?
Одним из простейших способов очистки воды является фильтрация. Давайте
попробуем изготовить простейших фильтр из подручных средств.
- Можно ли - употреблять воду сразу
после фильтрации? Почему?
В настоящее время
водопроводную воду хлорируют для того, чтобы убить болезнетворные микроорганизмы.
Оказывается, 80% заболеваний человека вызвано этими невидимыми врагами.
Однако хлор разрушающе действует на пищеварительную систему человека.
- Какие способы избавления воды от хлора в домашних условиях вы знаете?
В древние времена
тоже существовали свои способы защиты. Так, воду хранили в серебряных
сосудах.
- Знаете ли вы еще какие-либо способы обеззараживания пресной воды? (марганцовка
и т.д.)
- Почему в последнее время большое распространение получило использование
бытовых фильтров?
Для
наглядности:
Изготовьте фильтр. Для
этого необходимо пустая пластиковая бутылка с закрученной крышкой. У бутылки
срежьте дно и заполните в следующей последовательности: камни, гравий,
песок.
Профильтруйте небольшое количество воды с примесями природной глины и
обратите внимание на цвет воды до и после фильтрации.
- Какой вывод можно сделать?
У р о
к 5. Дефицит
воды на планете.
Многие
страны испытывают недостаток чистой пресной воды. В странах третьего мира
только 1 человек из пяти может пить чистую пресную воду. 470 млн. человек
на планете ощущают острый дефицит воды. 22 миллиона детей умирают ежегодно
от недостатка и чрезмерного загрязнения воды.
В развивающихся странах 90% сточных вод не подвергается очистке. При одном
смыве туалета на Западе расходуется столько воды, сколько среднестатистический
человек в развивающемся мире расходует в течение всего дня во время умывания,
питься, уборки и приготовления пищи.
Живя рядом с Байкалом, мы имеем уникальную возможность пить чистейшую
пресную воду. Ее на Земле всего 3%.
Вопрос:
- Можно ли расточительно расходовать воду?
У р о
к 6. Сколько
воды нам необходимо?
Считалка:
Среднестатистический городской житель расходует 150 литров воды в день.
Это в три раза больше того количества, которое расходует сельский житель.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему так происходит?
Сколько воды расходует каждый из них в течение дня?
Подведите итоги (эту работу можно сделать заранее, а на уроке в
виде графиков показать полученные результаты).
Для наглядности:
заполните следующую схему:
У р о
к 7. На
что мы расходуем воду?
Вопросы:
- После этого вода остается такой же чистой,
как и была?
- Что каждый из вас может сделать, чтобы сохранить на планете как можно
больше чистой пресной воды?
На основании своих выводов составьте свой "Этический кодекс
отношения к воде".