Ш к о л ь н ы е   у р о к и
Д е л о в а я   и г р а

  У р о к 1.   Много ли воды на Земле?
  Воды на Земле очень много. Оказывается, что 3/4 нашей планеты покрывает вода. И только одну четверть занимает суша. Поэтому правильнее было бы назвать нашу планету не "Земля", а "Вода".
Вода образует водную оболочку земли - гидросферу. Гидросфера включает три части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере. На Мировой океан приходится 96% воды, воды суши - 2%.

  Вопросы:
- Какие океаны они знают?
- Какой океан самый большой, какой - самый маленький?
- Что такое ледники? Где их больше всего, и как их можно найти на карте?
- Что можно отнести к водам уши?
- Чем вода в океанах отличается от воды, находящейся в реках и озерах?
- В каком состоянии встречается вода в атмосфере и почему?

  Для наглядности:
1/   Разложите100 горошин в разные сосуды. Соответственно, 96 горошин сосуда - это Мировой океан, 2 горошины - это ледники, еще 2 горошины - это подземные воды. 2/100 от одной горошины - вода в атмосфере.
2/   Работа с глобусом, картой


  У р о к 2.   Содержат ли воду живые организмы?
  Человек состоит из воды на 80%, медуза - на 95%, даже эмаль зубов содержит 10% воды.

 Вопрос:
- Почему живые организмы содержат такое большое количество воды?


  У р о к 3.   Вода - прекрасный растворитель.

  Вопросы:
- Какие вещества и как растворяются в воде?
  /Обратите внимание на то, что происходит с растительным маслом в воде./
- Почему так опасен разлив нефти на поверхности морей и океанов?


  Для наглядности:
В разных стаканчиках с водой растворите сахар, соль, стиральный порошок, растительное масло, крахмал и т.п.


  У р о к 4.    Какую воду мы пьем?

  Вопросы:
- Задумывались ли они над тем, какую воду они пьют?
- Можно ли по внешнему виду и запаху определить, что вода пригодна для питься?
- Почему воду необходимо кипятить?
 
  Оказывается, природная вода не всегда бывает чистой. Она содержит примеси различных веществ, многие из которых наносят организму человека вред.

  Представим, что мы отправились в поход, где нет чистой воды. Вода в ближайшем водоеме сомнительного качества.
- Можно ли ее использовать?

  Одним из простейших способов очистки воды является фильтрация. Давайте попробуем изготовить простейших фильтр из подручных средств.
-
Можно ли - употреблять воду сразу после фильтрации? Почему?

  В настоящее время водопроводную воду хлорируют для того, чтобы убить болезнетворные микроорганизмы. Оказывается, 80% заболеваний человека вызвано этими невидимыми врагами. Однако хлор разрушающе действует на пищеварительную систему человека.
- Какие способы избавления воды от хлора в домашних условиях вы знаете?
  В древние времена тоже существовали свои способы защиты. Так, воду хранили в серебряных сосудах.
- Знаете ли вы еще какие-либо способы обеззараживания пресной воды? (марганцовка и т.д.)
- Почему в последнее время большое распространение получило использование бытовых фильтров?

  Для наглядности:
Изготовьте фильтр. Для этого необходимо пустая пластиковая бутылка с закрученной крышкой. У бутылки срежьте дно и заполните в следующей последовательности: камни, гравий, песок.
Профильтруйте небольшое количество воды с примесями природной глины и обратите внимание на цвет воды до и после фильтрации.

- Какой вывод можно сделать?


  У р о к 5.   Дефицит воды на планете.
  Многие страны испытывают недостаток чистой пресной воды. В странах третьего мира только 1 человек из пяти может пить чистую пресную воду. 470 млн. человек на планете ощущают острый дефицит воды. 22 миллиона детей умирают ежегодно от недостатка и чрезмерного загрязнения воды.
В развивающихся странах 90% сточных вод не подвергается очистке. При одном смыве туалета на Западе расходуется столько воды, сколько среднестатистический человек в развивающемся мире расходует в течение всего дня во время умывания, питься, уборки и приготовления пищи.
Живя рядом с Байкалом, мы имеем уникальную возможность пить чистейшую пресную воду. Ее на Земле всего 3%.

  Вопрос:
- Можно ли расточительно расходовать воду?


  У р о к 6.   Сколько воды нам необходимо?
  Считалка:
Среднестатистический городской житель расходует 150 литров воды в день. Это в три раза больше того количества, которое расходует сельский житель.

  Вопросы:
- Как вы думаете, почему так происходит? Сколько воды расходует каждый из них в течение дня?
  Подведите итоги (эту работу можно сделать заранее, а на уроке в виде графиков показать полученные результаты).


  Для наглядности:

заполните следующую схему:


  У р о к 7.   На что мы расходуем воду?

  Вопросы:
- После этого вода остается такой же чистой, как и была?
- Что каждый из вас может сделать, чтобы сохранить на планете как можно больше чистой пресной воды?


  На основании своих выводов составьте свой "Этический кодекс отношения к воде".


главная вода в руках политиков памятка землянина что натворил человек кодекс воды