марафон / начало начал / открытие новых возможностей
/
преодоление дистанции Алла Мурадовна
Лейла АТАЕВА
Я ВИЖУ ЦЕЛЬ
Марафон
Марафон в атлетике – супер длинная дистанция, которую берутся преодолеть
многие спортсмены. Не все доходят до финиша. Ведь это отнимает силы
и здоровье! Легенда об античном воине-греке, родителе марафонского бега,
гласит, что он преодолел расстояние от местечка Марафон до Афин ( свыше
42 километров в нынешнем измерении), чтобы донести своим благую весть
о победе, и упал замертво от изнеможения. Но впереди у спортсменов возможная
победа, награда, слава, рейтинг, деньги… И они вступают в борьбу. А
подрастающее поколение желает им подражать, даже побить, придет время,
их рекорды..
Чем-то схож с марафоном тестовый курс по освоению принципов квалифицированного
пользования Интернетом. Тоже стартуют многие. Но по разным причинам
часть из них сходит с дистанции. Только в отличие от атлетического марафона
этот путь как бы ни был длинен, не отнимает силы и здоровье. Наоборот
– придает силы и уверенность в себе. Это – путь к профессии. Это – продвижение
в работе и по жизни.
Древнего гонца, спортсменов всех времен, тех, кто начинает осваивать
компьютерную технологию и многих других, преодолевающих длинную дистанцию
для достижения результатов в своем деле, объединяет одно – каждый из
них может сказать: «Я вижу цель!»
Начало начал
В феврале 2007 года в ТОС и ТОГ были открыты курсы по освоению программы
экранного доступа «JAWS», обеспечивающей работу на компьютере с помощью
звукового сопровождения. Благодаря ей, пользователи с проблемами зрения
могут ориентироваться на рабочем столе ПК, определенными клавишными
комбинациями находить нужные ярлычки, входить в строку меню, открывать
папки и документы, запускать приложения, набирать текст и прочитывать
его, исправляя ошибки, выполнять множество других операций, в том числе
облегчающих пользование Интернет. Но при этом нужно внимательно слушать
компьютерного диктора, озвучивающего содержание открытых документов
и всю работу, производимую пользователем, Участники тренинга в компьютерном
классе ТОС и ТОГ, не видящие экран, впервые садились за клавиатуру с
ощущением того, что в их жизнь входит что-то новое, необычное, неизведанное,
что казалось от них далеким и даже невозможным. Это порой вызывало скованность
и даже страх. Преодолеть которые в разное время помогали Т.Новрузова
и Дж.Назарова, инструкторы-наставники от IREX (Международный Совет по
Научному Обмену). Имея под рукой детальное техническое руководство,
хорошо зная компьютерную технологию, каждая из них решала впервые и
по-своему задачи психологического свойства. Главнейшая и труднейшая
из которых – превратить абстрактные для подопечных понятия: курсор,
папки, иконки, окна и другие конкретные для зрячего объекты на дисплее
– в осязаемые инструменты организации экранного пространства и диалога
с машиной, а беспристрастный голос компьютерного диктора – в помощника-друга.
Благодаря компьютерным навыкам, участники этих тренингов повысили квалификацию,
открыв для себя новые возможности в работе с техническим оборудованием.
Например, в сфере звукозаписи при озвучивании книг, их обработке, удалении
звуковых ошибок, посторонних звуков, а также при работе с музыкальными
произведениями. Некоторые из тех, кто был учеником-первопроходцем в
освоении техники “JAWS”, берут на себя Функции тренера для начинающих…
Открытие новых возможностей
С сентября прошлого года в ТОС и ТОГ стали проводиться тестовые занятия
, направленные на выявление новых сфер практического применения навыков
владения техникой «JAWS». Компьютерный класс посетила Е.Котова, специалист
от IREX по применению информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Она открыла мир новых понятий: блоги, веб-квесты, веб-сайты, подкасты…
Компьютеры оснастили программами, создавшими систему веб-тренажера,
имитирующего работу в Интернете по курсу дистанционного обучения. Участникам
проекта предложили расширить свое функциональное поле взаимодействия
с компьютером - в формате интерактивного приложения, радикально меняющего
их представления о практических перспективах.
Занятия на веб-тренажере дали возможность соприкоснуться с беспредельностью
изобретательской мысли веб-конструкторов и кибер-инженеров. И обрела
черты определенности всемирная паутина, представлявшаяся раньше неким
расплывчатым пространством, раздвигающим рамки обычной жизни, «прогуливаясь»
по которому можно перемещаться по городам и странам, посещать электронные
библиотеки и магазины, даже общаться с интересными людьми, словно находясь
у себя дома. В речевой обиход вошла новая лексика: веб-дизайнер, программист,
верстальщик сайта, обозреватель и аналитик веб-ресурсов. Стало очевидно:
«JAWS» обеспечивает доступ к самым современным и престижным видам трудовой
деятельности
.
Преодоление дистанции
…Напряжён слух, напряжены пальцы. Им нельзя ошибиться для удара. В противном
случае, можно залезть в такие дебри, из которых, кажется, и не выбраться.
Всё враз становится таким запутанным и непонятным. Но на помощь приходит
инструктор. Каким–то волшебным образом выводит из «веб-бурелома», с
великим терпением пошагово проводит в нужном направлении. И вслушиваясь
в голос диктора, ведомый запоминает гиперссылки, осваивая путь до нужного
окна.Чем глубже продвигаешься по сайту в имитированном Интернете, тем
длиннее путь до искомой страницы прочитывает диктором. Кажется, вчера
только посещённой была одна ссылка - «ДО» (сокращение от заголовка «Дистанционное
обучение»), а теперь уже озвучивается список в шесть-семь элементов.
На сайте участниками тестового проекта открыты форумы: «Я - чемпионка»,
«Мир высоких технологий и мы в нём», «Хочу быть психологом». Здесь они
практикуются в целевом общении между собой, записывают свои мысли. Сейчас
– год спустя - им уже просто найти на рабочем столе ярлык Интернет обозревателя,
войти в адресную строку открывшегося окна, набрать нужный адрес, зарегистрироваться
на сайте и переходить со страницы на страницу по знакомым ссылкам. Но
для этого пришлось проделать нелёгкий путь.
Не скрою, на старте тестового курса группа была в составе шести - семи
человек, в процессе работы она значительно поубавилась. Конечно же,
поначалу было очень трудно, многое непонятно. Не каждый из включившихся
в тестовый марафон понимал, к чему он приведёт, выйдет ли хоть какой–то
толк. Сомнение в том, что всё предлагаемое возможно освоить и применить
на деле, очень мешало. Но кто, преодолев первые препятствия, остался
на дистанции и совершенствует технику курса дистанционного обучения,
уже в дальнейшем не остановятся на достигнутом, а может быть смогут
зарабатывать себе этим на жизнь.
Алла Мурадовна
Среди тех, кто продолжает обучаться работе в Интернете Алла Мурадовна
Алиева, кандидат в мастера спорта по международным шашкам, участник-ветеран
соревнований среди инвалидов по зрению и среди зрячих. С 1964 года и
по сегодняшнее время занимает в них только призовые места, ни в чём
не уступая современной молодёжи. Не раз после очередной турнирной поездки
по велаятам она объявляла с порога компьютерного класса: "Я - чемпионка
".
- Что вы ждете от квалифицированного пользования Интернетом? – спрашиваю
ее
- Во-первых, передо мной открываются двери в другие страны для общения
со спортсменами-шашистами из других стран, обмена опытом в сфере шашек.
Думаю создать свой сайт по шашкам для всех категорий и разного возраста
любителей шашек.
У Аллы Мурадовны есть и другая мечта. Открыть в своем городе клуб для
пожилых и одиноких людей c тёплой уютной обстановкой. Устраивать с ними
чаепитие, вести непринуждённые беседы, играть в домино, шашки, шахматы,
карты... Но может быть, для начала Алла Мурадовна разместит в Интернете
свой сайт - « Клуб для пожилых»?И будет общаться с ровесниками из разных
городов и стран. Правда, вот чай и кофе они будут пить каждый у себя
дома, но зато сидя перед монитором, получая и отправляя сообщения. А
пока Алла Мурадовна занимается описанием первых шагов работы в виртуальном
классе. Составляет инструкцию по технике дистанционного обучения в Интернете
по руководством своего молодого коллеги по компьютерному курсу технически
одаренного Богдана Калугина, избравшего путь в профессию программиста.
Так постепенно тестовый марафон превращается в первый опыт создания
пособий по освоению принципов квалифицированной работы в Интернете с
помощью «JAWS». В работу включены память, воображение, целеустремленность,
осязание, терпение.
Лейла АТАЕВА ,
Ашхабад, 2009, октябрь
© Дина Байбородина, Ашхабад - Архангельск,
2017. Все права сохранены
|