о событии четверть века
спустя Эпицентр рискаИх
было, кажется, 20. На каждого кулана - крепко сбитый дощатый контейнер.
Клетка - по размерам туловища. Бились о доски животные. Сотрясали и
раскачивали борт вертолета. В нем, кроме экипажа, находились еще с десяток
специалистов: команда сопровождения из Природоохраны и бригада телевизионщиков
в три человека. Двое из них - женщины. Одна - я.
Рев двигателя глушил комментарии, понуждая летевших к молчанию. Оно постепенно наполнилось напряжением тревоги, подогретой пилотами, внезапно запретившими журналистам приближаться к кабине. Поначалу сами приглашали любоваться дух захватывающей величавой панорамой Каракумов, давая возможность попитать себя состоянием полета птицы над безграничьем песков, чего испытать невозможно через стекло бортового иллюминатора. Каждая из трех групп профессионалов, оказавшихся разом в эпицентре риска, поднялась в воздух со своей рабочей миссией. Но лишь пилоты, действуя по инструкции, четко представляли себе целевой результат. Поднять-посадить вертолет в нужных точках по курсу и благополучно возвратить машину на базу. Репортерам нужен был материал для новостной программы. Сотня-другая метров кинопленки, чтобы запечатлеть миг жизни великой страны - в 1/6 планеты. И внести фрагментом в текущую мозаику мира, выкладываемую журналистами. Но что будет на 30 полезных метрах пленки и полстранице машинописного текста к минутному сюжету, еще только предстояло узнать: увидеть, прочувствовать и понять, взяв на главном месте события интервью у экологов. Это их идея ( ! )подняла в воздух грузовой вертолет с куланами на борту... Начало дерзкого эксперимента! О его результатах до посадки в месте назначения можно было говорить только предположительно. Пленники вели себя так, что, казалось, разнесут свои клетки по досточками. А еще вспоминались картинки со школьного урока физики, пролившего свет на угрозу резонансного эффекта... И компания на борту выглядела заложницей то ли собственных идей, то ли самой Природы, испытывающей людей на "экстрим": для кого-то "игра на вылет", для кого-то закалка особой прочности, той, что не дает пропасть в сутолоке дней, мышиной возне, в сетях тайн мадридского двора... Кстати заметить, журналистов в полет не приглашали. Напросились сами. Место в вертолете получили после долгих и напряженных переговоров с руководством Комитета по Охране Природы и Туркменского управления гражданской авиации... о событии
четверть века спустя Г о нВесь процесс отследить не удалось. Журналистов на охоту не взяли: опасно. Пришлось довольствоваться увиденным поутру на Центральной усадьбе заповедника, где был сооружен специальный загон - последнее пристанище на родной земле для загнанных животных. Детали в памяти не отложились. Но ярким впечатлением, обогащенным образами ковбойского мира, знакомого по книгам и кино, врезалось разыгравшееся действо... Всадники на лошадях, шляпы, техасы, первозданная мужественность, команды загонщика и пленный табун... Не мустангов, конечно, - куланов... Но тот же поединок человека и природы. Разума и инстинкта.Не театрально-цирковое представление. Натура. Завораживающее зрелище. Схватка идеи одного c жизнью другого - схватка идеи и свободы. ... Встрепенулся табун и, гонимый, пошел, помчался по кругу. В какое-то мгновение вожак чует желанную волю - проход в ограде. Ринулся туда, увлек за собой сородичей... А это - коридор-западня... Из клеток-контейнеров... Каждая длиной по примерному размеру животного... Захлопнуть ее, разделив стадо "поштучно", сложности уже не представляло ... Доставить на летную площадку и погрузить контейнеры в большой вертолет было делом известной техники... Ч у ж б и н аПолет над Каракумами длился несколько часов с промежуточной посадкой и ночевкой в Мары. Это повышало стресс животных, но позволяло людям перевести дух и, трезво оценив ситуацию, сделать свой технический выбор...С марыйского аэродрома вертолет поднялся с тем же количеством клеток и той же компанией на борту. Природоохранники держали руки на ружье, готовые выстрелом предупредить беду, но "буйство" животных их вроде бы радовало: они видели в нем знак жизни... Куланам нужно выжить... ...И вот сверкнула на горизонте озерная синева Сарыкамышской впадины. Волнение людей, находящихся на борту усиливалось. Ждали не окончания полета (еще предстоял обратный путь по воздуху) - ждали ответ на вопрос; чем для животных-узников обернулся полет?... Озеро, камыши, пески.. Посадка. Главное место события. Выгрузка. И, наконец, главное событие: выпуск пленников на волю... Животные в клетках лежат... Позади три дня заточения, около 1000 километров лету, два взлета и две посадки, погрузка и выгрузка ... Ждем. Зрелище не для слабых и тонких натур... И поднимается с колен один. Неуверенным шагом движется в степь... За ним другой, третий...четвертый, пятый... Медленно сбиваясь в стадо, семнадцать бадхызских куланов ступают в новую среду обитания...***"С новосельем, куланы!" - так закончила я четверть века назад репортаж с места события, вошедший в программу новостей Центрального телевидения Советского Союза... Ашхабад, 2008, июнь И все-таки... их было не 20!Этюд уже был отправлен на сайт, когда ремонт в доме заставил меня растребушить залежи рабочих бумаг личного архива... И обнаружилась папка с копиями текстов к киносюжетам, отправленным мною когда-то в Москву в Главную редакцию информации Центрального телевидения. Это дало возможность воспроизвести подлинное сообщение ЦТ о полете бадхызского кулана над Каракумами, впервые выданное в эфир 9 октября 1984 года.Оно восстанавливает истину! И удачно, дополняет мой рассказ по памяти! А публикуемый фрагмент рукописи с визой руководителя эксперимента позволяет подтвердить достоверность информации.
И все-таки - соль эксперимента в других цифрах! В ответе на ключевой вопрос: стоила ли овчинка выделки? Сколько куланов сегодня в Сарыкамышской впадине?.. Ответ у экологов! Так что продолжение разговора следует?!. Ашхабад, 2008, июль |