ЛИЦА... ПО ПАМЯТИ...

 

Озорнов

"Если ты прав". Это рабочее название, а на экраны, фильмы обычно, выходят под другим. Я стажировался на киностудии им. Горького, руководителем у меня был Николай Давыдович Озорнов, один из первых звукооператоров страны - создателей звуковых фильмов.Он был очень энергичен, несмотря на возраст. Мне казалось, в нем столько энергии, что хватит на две жизни.
Он всегда был весь в работе. Даже, когда мы приходили к нему домой, разговоры велись только о профессии. Для него работа - это жизнь. В профессиональных спорах был порой резок. Несмотря на это был очень добрым. Я на протяжении всей стажировки ощущал на себе его отцовскую заботу. Когда он представлял меня другим, я порой чувствовал, он гордится, что у него есть ученик, как всем он говорил, очень способный, очень увлеченный кино. Николай Давыдович был больше практик, чем теоретик. Во время съемок иногда я пытался мэтру возразить, мол, в литературе написано: …в определенных случаях звукозапись нужно проводить "так-то, так-то", а вы делаете как-то по-своему, как-то по-другому... он отвечал... теория это хорошо, а нам нужно работать, вот сегодня - съемка эпизода "улица города", а на улице 24 градуса мороза. В нашем тонвагене (
машина, где установлена звукозаписывающая аппаратура) чувствуете, какая холодина? да и пленка, от такого холода коробится, съемки же не отменяются, и мы, с вами должны проводить синхронные записи… так что теоретики пусть пишут...

Жанна и Станислав

Мне очень запомнились два молодых актера. Жанна Болотова и Станислав Любшин. Мне казалось, это была их первая работа в кино. Меня удивляло и поражало, с каким трепетом они играли, как они могли мгновенно отключиться от всего, что их окружало, и "входить в свою роль". Вокруг галдеж, хаос съемочной площадки, крики "принесите реквизиты", "поменяй приборы: дуги дымят"... маленькая площадка... звуковики кричат: "пол скрипит - уберите скрип!.."... суматоха... а они в эпицентре: второй режиссер делает последний прогон эпизода! Тут приходит режиссер-постановщик: ну, что, все готово? Все! кончайте шутки! кончайте крики - съемка начинается.Кричит: тишина на площадке... мотор! Начали!.. Актеры моментально менялись в лицах и в момент удалялись от хаоса съемочной площадки. Эта их способность быстро собраться и начать работать поражала многих и тем более меня...
По-моему, они в ту пору были студентами первых курсов ВГИК.
Жанна была очень красива и изящна, съемочная группа на удивление уважительно относилась к снимающимся актерам, особенно к Болотовой и Любшину. Да другого и быть не могло...

Болотова

Однажды в группе прошел слух, что Жанна ждет ребенка и ожидаются роды, это дошло до режиссера-постановщика Григорьева, ему в ту пору было под пятьдесят, он сильно возмущался и на площадке стоял крик:.. кто рожать… кого рожать... кто это придумал… кого она собирается рожать… да что она не соображает... как можно портить такую фигуру… где директор картины... о чем он думает... где его мозги... у нас сроки подпирают… сдача на носу…
Была какая-та пауза... очевидно он устал кричать... и вдруг приходит Болотова, вся прозрачная, изящная, и в гриме, как всегда со всеми вежливо здоровается. Григорьев ее видит и как ни в чем ни бывало: "О… Жанночка пришла, какая ты сегодня молодчина... Так! Осветители! Включайте диги (прожекторы), у Жанночки крупный план... операторы приготовились... тишина! Съемка! Мотор! Начали... ох, эти режиссеры... они могут кричать возмущаться, создавать порою тягостное состояние на съемочной площадке, и в момент все переиначить... обратить в атмосферу радости. Так и было при появлении Болотовой. Перевоплощение - это величайшее искусство.
... А вся съемочная молчит. Группа знает характер своего режиссера и смена настроения тут же распространяется на всех. Это только в кино! Такого не может быть где-то в пекарне... где-то еще... Режиссер кричит - все молчат! И работу продолжают как ни в чем не бывало...
Съемочная группа в кино - это люди разных профессий, на время производства фильма объединяющиеся, как семья. Они живут одними радостями, одними невзгодами. И создают то волшебство, имя которому КИНО…

Любшин

Станислав внешне был очень спокоен, его приход на съмочную площадку не сопровождалось шумным приветствием, как порой бывает у актеров, он не пререкался, когда делали замечания, несколько подумав, старался учесть поправки режиссера. Всегда был собран, мало общителен, на площадке. Складывалось впечатление, что он повторяет эпизоды из ролей, в которых вот-вот должен сниматься. Я запомнил его очень добрым и отзывчивым человеком… Эти человеческие качества передавались на роли которые он исполнял в последующих фильмах.

Сайт в развитии. Следите за обновлением