|
Озорнов
"Если
ты прав". Это рабочее название, а на экраны, фильмы обычно, выходят
под другим. Я стажировался на киностудии им. Горького, руководителем у
меня был Николай Давыдович Озорнов, один из первых звукооператоров страны
- создателей звуковых фильмов.Он был очень энергичен, несмотря на возраст.
Мне казалось, в нем столько энергии, что хватит на две жизни.
Он всегда был весь в работе. Даже, когда мы приходили к нему домой, разговоры
велись только о профессии. Для него работа - это жизнь. В профессиональных
спорах был порой резок. Несмотря на это был очень добрым. Я на протяжении
всей стажировки ощущал на себе его отцовскую заботу. Когда он представлял
меня другим, я порой чувствовал, он гордится, что у него есть ученик,
как всем он говорил, очень способный, очень увлеченный кино. Николай Давыдович
был больше практик, чем теоретик. Во время съемок иногда я пытался мэтру
возразить, мол, в литературе написано: …в определенных случаях звукозапись
нужно проводить "так-то, так-то", а вы делаете как-то по-своему,
как-то по-другому... он отвечал... теория это хорошо, а нам нужно работать,
вот сегодня - съемка эпизода "улица города", а на улице 24 градуса
мороза. В нашем тонвагене (машина,
где установлена звукозаписывающая аппаратура)
чувствуете, какая холодина? да и пленка, от такого холода коробится, съемки
же не отменяются, и мы, с вами должны проводить синхронные записи… так
что теоретики пусть пишут...
Жанна
и Станислав
Мне очень запомнились
два молодых актера. Жанна Болотова и Станислав Любшин. Мне казалось, это
была их первая работа в кино. Меня удивляло и поражало, с каким трепетом
они играли, как они могли мгновенно отключиться от всего, что их окружало,
и "входить в свою роль". Вокруг галдеж, хаос съемочной площадки,
крики "принесите реквизиты", "поменяй приборы: дуги дымят"...
маленькая площадка... звуковики кричат: "пол скрипит - уберите скрип!.."...
суматоха... а они в эпицентре: второй режиссер делает последний прогон
эпизода! Тут приходит режиссер-постановщик: ну, что, все готово? Все!
кончайте шутки! кончайте крики - съемка начинается.Кричит: тишина на площадке...
мотор! Начали!.. Актеры моментально менялись в лицах и в момент удалялись
от хаоса съемочной площадки. Эта их способность быстро собраться и начать
работать поражала многих и тем более меня...
По-моему, они в ту пору были студентами первых курсов ВГИК.
Жанна была очень красива и изящна, съемочная группа на удивление уважительно
относилась к снимающимся актерам, особенно к Болотовой и Любшину. Да другого
и быть не могло...
Болотова
Однажды в группе
прошел слух, что Жанна ждет ребенка и ожидаются роды, это дошло до режиссера-постановщика
Григорьева, ему в ту пору было под пятьдесят, он сильно возмущался и на
площадке стоял крик:.. кто рожать… кого рожать... кто это придумал… кого
она собирается рожать… да что она не соображает... как можно портить такую
фигуру… где директор картины... о чем он думает... где его мозги... у
нас сроки подпирают… сдача на носу…
Была какая-та пауза... очевидно он устал кричать... и вдруг приходит Болотова,
вся прозрачная, изящная, и в гриме, как всегда со всеми вежливо здоровается.
Григорьев ее видит и как ни в чем ни бывало: "О… Жанночка пришла,
какая ты сегодня молодчина... Так! Осветители! Включайте диги (прожекторы),
у Жанночки крупный план... операторы приготовились... тишина! Съемка!
Мотор! Начали... ох, эти режиссеры... они могут кричать возмущаться, создавать
порою тягостное состояние на съемочной площадке, и в момент все переиначить...
обратить в атмосферу радости. Так и было при появлении Болотовой. Перевоплощение
- это величайшее искусство.
... А вся съемочная молчит. Группа знает характер своего режиссера и смена
настроения тут же распространяется на всех. Это только в кино! Такого
не может быть где-то в пекарне... где-то еще... Режиссер кричит - все
молчат! И работу продолжают как ни в чем не бывало...
Съемочная группа в кино - это люди разных профессий, на время производства
фильма объединяющиеся, как семья. Они живут одними радостями, одними невзгодами.
И создают то волшебство, имя которому КИНО…
Любшин
Станислав внешне
был очень спокоен, его приход на съмочную площадку не сопровождалось шумным
приветствием, как порой бывает у актеров, он не пререкался, когда делали
замечания, несколько подумав, старался учесть поправки режиссера. Всегда
был собран, мало общителен, на площадке. Складывалось впечатление, что
он повторяет эпизоды из ролей, в которых вот-вот должен сниматься. Я запомнил
его очень добрым и отзывчивым человеком… Эти человеческие качества передавались
на роли которые он исполнял в последующих фильмах.
|