Сапар Молланиязов

Уста-Кую

Фильм "Уста-Кую" - это моя дипломная работа на режиссерском факультете Высших Двухгодичных Курсов Сценаристов и Режиссеров в Москве (1976 г.) Тема: колодезный мастер... В ту пору национальный быт, обычаи не очень популяризировались. Основная тематика была - рабочие и крестьяне.
В процессе творческих обсуждений мой мастер Борис Николаевич Рычков пришел к мнению, что может получиться интересная картина о человеке удивительной профессии...
По приезду в Ашхабад на киностудию мне дали возможность снимать дипломный фильм. К написанию сценария я пригласил журналиста Какали Бердыева - главного редактора газеты "Эдебият ве сунгат ". Прекрасный человек и большой знаток туркменского быта Какали Бердыевич загорелся идеей фильма. И мы начали работать. Много ездили по республике собирали материал, знакомились с колодезными мастерами...
Фильм был запущен в производство цветным. Но после первых отснятых метров на цветной пленке, я понял, что фильм может получиться слащавым.
И принял решение: фильм надо снимать черно-белым, в графическом стиле... Пустыня сама по себе графична...

Пустыня…это Божий дар нашему народу. Я очень люблю ее... Я объездил много стран, но ничего красивее наших Каракумов не видел. Она все время в движении: утром она одна, днем другая, вечером третья, а ночью... это надо быть и видеть... это надо слышать... ею надо подышать и уснуть в ее объятиях... Это... Праздник... Это просто счастие... Пустыня прекрасна во все времена года…

Съемки проходили далеко в песках, где-то в центре Каракумов…
Колодезный мастер приступил к поиску воды. Начал присматриваться к травкам, приглядываться к песчаным барханам. Пристально вглядывался в цветочки, некоторые срывал, разглядывал, бросал наземь, осматривался вокруг, опять шел.. вдруг возвращался назад, что-то разглядывал, опять шел, подходил к какому-то бархану, присев, разглядывал песок, брал горсть песка, прикладывая к уху, растирал в ладонях... что-то слушал ... вдруг ладони останавливались - мастер весь был в слухе... его глаза как бы уходили в его уши... И так много всего, чего мы, конечно, не понимали...
Я просил оператора, чтобы камера только наблюдала за ним, причем очень пристально. Конечно, это большой расход пленки, что операторов всегда беспокоит.
Мастер входил в свой, понятый только ему, мир каких-то сказок, какого-то волшебства… Нам нужно было уловить эти мгновения... Мы должны были быть соучастниками всего происходящего... Бог даровал нам... и мы прожили эти минуты вместе с нашим героем, удивительным человеком...

"Уста-кую">

...Наш фильм завершился неудачей нашего героя... У туркмен есть поговорка:" из пяти вырытых колодцев вода оказывается только в двух" Но несмотря на это во время сдачи фильма директор киностудии Халбай Емутбаев обратился ко мне:"Что будем делать? как быть дальше? В таком виде фильм принять не могу."
Я просил дать возможность поехать с фильмом для защиты дипломной работы... По сей день с благодарностью вспоминаю его доброе отношение ко мне...
Защита дипломного фильма " Уста - Кую " прошла удачно. Работа получила оценку "Отлично". Мне была присвоена квалификация Кинорежиссера. Эта оценка позволила сохранить фильм в первозданном виде.

Сейчас - после обретения независимости нашим Государством много снимают фильмов об истории, традициях, обычаях и нравах нашего народа, что очень и очень отрадно.

Долгое время картина ни на какие фестивали не представлялась… Но вот однажды в 1982 году - звонок из ГосКино СССР. В киностудию. Сообщают: документальный фильм "Уста-Кую" получил диплом на Международном кинофестивале в Италии!
Но нормальную фестивальную жизнь фильм обрел только в 1988 году:
Участник показа лучших фильмов Средней Азии и Казахстана на XXX Международном кинофестивале в Лейпциге (ГДР) - 1988
Участник показа документальных фильмов в Югославии - 1988
Призер Международного кинофестиваля в Пярну (Эстония )- 1988.
Участник кинофестиваля в Стамбуле (Турция) - 2000.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Фильмография ----------------за кадром: Ашхабад,1987 /Стамбул, 2000...

© 2006 S.M.All rights reserved


Москва, 1976

Ашхабад,1987


По первому плану справа знаменитый чехословацкий кинорежиссер-композитор-певец Дежо Урсини
А это уже Иссык-Куль
Лейпциг, 2000

Стамбул, 2000

Я с кинематографистами Казахстана и Азербайджана.

С кинооператором к/ф "Уста-Кую" Алексееем Аташяном

Международный симпозиум кинодокументалистов СССР-Чехословакия

 

Просмотры фильмов и их обсуждение.

"Уста-Кую" - в числе лучших картин симпозиума.

Получено первое признание коллег международного уровня.

 

Всесоюзный семинар-смотр документальных фиьмв, где тоже много говорили про этот фильм. Потому что был неординарным для того времени. На снимке я в центре за спиной Льва Рошаля, авторитетного кинокритика, известного автора книг по теории документального кино.Вокруг кинорежиссеры Узбекистана, Киргизии, России

И вот уже фильм смотрят и обсуждают за пределами Союза. "Уста-кую" в списке лучших фильмов Средней Азии и Казахстана. Участвует в ретроспективном показе на Лейпцигском кинофестивале. После просмотра фильма директор фестиваля подошел ко мне и возмущенно спросил: "Почему мне раньше не показали этот фильм?".
Раньше директорам международных кинофестивалей для отбора в Москве устраивали просмотры лучших фильмов предыдущего года. В свое время "Уста-Кую" не представили
.Для участия в данном конкурсном просмотре он не соответствовал по году выпуска. На конкурсные показы берут работы только предыдущего года.

Фильмы не стареют... Я еще спорил с ним о "старении" фильмов... Хотя я считаю, что если средства выражения, которыми пользуется режиссер, соответствуют сегодняшнему дню - то они не стареют. Мы же не говорим, что я прочел старую книгу Золя... но почему-то говорим: посмотрел старый фильм, например, Антониони... хотя фильм и сегодня смотрится прекрасно. Или полотна Рембрандта, Ван Гога - как будто сегодня написано... если фильм - произведение искусства, он не стареет. И поэтому я считаю, что на фестивалях должны показываться фильмы независимо от года выпуска, а в зависимости только от качества. Он соглашался. Но мы, сказал, живем другими законами... к сожалению.

 

Следуя своей логике возрастного ценза, привез на фестиваль в Стамбул два своих фильма "Уста Кую" и "Сердолик". В рамках фестиваля проходила конференция "Этика и эстетика в документальном кино", в которой участвовали кинематографисты Канады, Америки, Европы, Азии Африки. В одном из кинотеатров в центре Стамбула проходила демонстрация фильмов и обсуждение их со зрителями...>>
-------------------------