..
.<<
Сапар Молланиязов
…Работа над фильмом
начинается с формирования киногруппы, дается время на подготовительные
работы и наступает съёмочный период, один из основных периодов в создании
фильма.
Съёмки наши проводились в западной части республики, где в основном и
добывают нефть. Согласно нашей договоренности с бригадой вышкомонтажников
мы выехали в командировку, для съёмок, по приезду выясняется, что в графике
работы бригады что-то произошло, и нас просят повременить со съёмками
на пару дней… Эти пару дней растянулись в несколько раз и мы, конечно,
снимать не можем. Как выясняется нашей бригаде дают маршруты перевозок
буровых вышек, которые не соответствуют согласованной заранее нами, бригадой
и управлением буровых работ. Нашей бригаде предлагают перевоз установки
по степи, где ровная гладь. Наш же маршрут перенос буровой вышки через
песчаные барханы, где должны проводиться буровые работы. Бригадир - наш
герой - оказался человеком принципиальным и добивался перевозки установки
по нашему маршруту. Он хорошо понимал, что нужно мне, он четко представлял
драматизм переноса этакой махины через песчаные, громадные барханы и ему
самому было интересно как это всё произойдет чисто профессионально. Он
был высочайший профессионал своего дела и я был ему очень благодарен !!!
Проблемы начались и в моей группе. Владимир Гукасов большой мастер событийных
съёмок (он вырос на них, это большая школа, и не каждому оператору такое
дано). Он начал "дергаться", он привык приехал снял и уехал,
события начинаются в назначенное время и кончаются в назначенное время,
и всё. А тут нужно выжидать и ждать, если надо, нужно просить, если надо,
нужно умолять, так как в итоге нужно снять, то что нужно режиссёру - то
что нужно фильму. Это, как говорят - кровь из носа !… и баста.
Второй человек который начал тревожиться, это директор фильма, у него
свои проблемы, он должен давать киностудии отчет о каждом съёмочном дне.
Иначе возникали проблемы со студией (плановая система),. Володю это тоже
беспокоило. Он даже временами предлагал начать снимать установку, которую
перевозили по степи… у него в крови, обязательно, каждый день что-то снимать,
вот он был такой, хотя хорошо представлял, где и на каком бархане зарыт
наш фильм…Я объяснял группе, что картина будет снята за какие-то три -
четыре часа, если будет всё в порядке и не рухнет буровая вышка… Но нужно
дождаться этих наших часов.
Я предложил директору отчитываться перед студией, сообщая, полезный метраж,
который должен быть снят ежедневно по плану - по смете (хотя мы съёмки
не производили, в ожидании своего часа). Всё окупается, если осуществляется
задуманное, а это Победа - победителей не судят.
… И вот настал наш черёд, Оказывается, буровая установка, которую должны
были перевозить по нашему маршруту была неисправна и её наконец-то привели
в порядок… и лёд тронулся.
Съёмки проводились за 130 км от гостиницы, где мы жили.
Два - три дня мы наблюдали как движется наш Караван. Ожила группа. Володя,
каждый день, смотря на происходящее, примерялся что-то снять, Кинокамера
"Конвас-автомат" постоянно была на руках, было много интересного,
было много соблазна, трудно было удержаться, чтобы не снимать.
Зрелище неимоверное. Володю было трудно удержать. Я просил его беречь
пленку. И все-таки на третий день мы сняли один кадр, это был длинный
общий план - проход Каравана сквозь мираж (был жаркий день), перед въездом
в барханную часть пути. Мне виделось, что это хороший кадр для финала.
…И вот настал день - четвертый - Наш День, когда десятки тракторов, бульдозеров
и громадная буровая установка и еще какая-то подсобная техника подъехала
к барханным пескам и вся эта махина остановилась, заглохли моторы. И только
далёкий щебет птицы подчеркивал удивительную тишину этих прекрасных мест.
Началась подготовительная работа перед штурмом бархана… И вот настал наш
час. Началось штурмовое движение "Каравана"… и наконец, долгожданная
команда: МОТОР… начали снимать… Володю было не узнать, он попал в свою
стихию, нужно было по возможности снять всё, что происходило, а происходило
такое, что невозможно было не снимать, только нужно было успевать за происходящим...
повторов, здесь не бывает… Можно было пригласить еще одного оператора,
он бы тоже снял хорошо, но это другой почерк, другой стиль, конечно, отснятого
материала было бы больше. Но было бы не так, как снимает Гукасов. В таких
случаях мучения начинаются при монтаже фильма. Всё было снято на одном
дыхании… Гукасов был прекрасен
Фильмография 
|
|
|
|

.
"Бзигнев мастерски и неистово"дирижировавший" штурмом громадного бархана.
Вот где и сюжет, и характер, и сама жизнь... Пожалуй, в большей степени
удача фильма зависит от умения не подавлять личность героя, пытаясь втеснить
его в уже готовый сценарий, а поставить в обстоятельства самораскрытия.
Идет единоборство человека с пустыней. Проявление его воли и энергии ,
разума и власти над стихией и металлом."- Лена Приходько-Критик
"...Поистине достойная документалистики емкость, слияние формы и стиля.
Этим расширением смысла, на сей раз возвышением будничного до поэтического.
Зоркость оператора, точный монтаж режиссера, блистательная работа автора
звука - Георгия Стоянова превращают киноблюдения в киностихотворение о
тяжести испытания и счастья преодоления... "= Леонид Гуревич, кинокритик,
Москва
Кинематографисты более двадцати стран собрались в эти
дни в Западном Берлине на 32-й Международный кинофестиваль художественных
и документальных фильмов. Наша страна на этом кинофоруме была представлена
художественной картиной режиссера Искры Бабич "Мужики", и моим короткометражным
фильмом "Седьмой Бархан" (сценарий Х. Якубова, оператор В.Гукасов). Меня
на фестиваль не делегировали, это объяснили тем, что там будут китайские
кинематографисты и что они могут устраивать против нас всякие провокации
и поэтому должен ехать товарищ Медведев - историк,(в те годы отношения
между СССР и Китаем были несколько напряженные). Медведев в ту пору делал
документальные фильмы о Китае, в них было больше политики, чем кино.Я
их видел по телевидению. Да ладно об этом - всё это было вчера... Мне
очень хотелось попасть на этот престижный кинофестиваль, может быть оттого,
что "Седьмой Бархан" моя первая картина удостоена такой чести. Но что
делать? Это жизпь и её нужно прожить. В таких случаях у нас у туркмен
говорят:"Бяхбит болсын"(Пусть бог способствует удаче в следующий раз).
И Бог даровал мне эту удачу. Мои следующие фильмы представляли нашу страну
на многих престижных международных кинофестивалях и получали достойные
призы. Спасибо Богу и людям, с которыми я создавал свои фильмы.
. .... далеко в песках, в которых бурлит своя "буровая"
жизнь… Эта жизнь как бы пробуждает и оживляет бесконечные песчаные барханы…
Жизнь, которая способствует добыче нефти… той самой нефти …о которой пишут…
о которой говорят… о которой спорят... о которой слышно и денно и нощно..
. Эта бурлящая"буровая" жизнь, и днем и ночью, и ночью и днем, в страшную
жару и в зимнюю стужу, далеко в песках, заставляет "бурлить" жизнь в Нью-Йорке
и Дубаи, в Токио и Милане, в Лондоне и Гонг-Конге...на всей планете… и
днем и ночью, и ночью и днем…
|
|
|