архив маэстро | страница 1 | ||||||||
Из истории музыкальной жизни Туркменистана Лето 1996 года. Ашхабад. В большом зале музыкального училища им.Д.Овезова состоялся заключительный концерт сезона Туркменского государственного симфонического оркестра госфилармонии им. Мыллы Тачмурадова. Дирижировал художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств Туркменистана Ашир Ходжатов. После концерта маэстро дал интервью кореспондентам СМИ. Ниже - содержание интервью, опубликованного в назете "Вечерний Ашхабад" 26.06.1996. |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Ашир
ХОДЖАТОВ, |
|||||||||
![]() |
|||||||||
От мукама - до симфонии |
|||||||||
Наша
туркменская музыка передавалась из поколения в поколение бахши, дутаристами,
гиджакистами, не записываясь на нотоносце. Только в 20-х годах впервые
сбором и исследованием этой музыки занялся крупнейший ученый-фольклорист
В.А.Успенский, который по поручению правительства организовывал музыкально-этнографические экспедиции в отдаленные регионы Турлменистана. Члены экспедиций находили талантливых бахши и инструменталистов в Мары, Чарджоу, Ташаузе, записывали музыку в Тахта, Серахсе, Куня-Ургенче. С докладами он выступал в Академии художественных наук в Москве, в Институте музыкальных наук, демонстрировал дутар, гиджак, гапуз, туйдук. Затем он побывал в Гасан-Кули, Карры-Кала, Кизыл-Арвате, Нохуре, Челекене, Джебеле... В этих экспедициях было записано свыше 400 инструментальных пьес, песен, выпущен фундаментальный научный труд "Туркменская музыка", откуда и началась нотная фиксация памятников музыкальной культуры страны.Со временем сбором музыка льного фольклора начали заниматься Г. Аракелян. Д. Овезов, И. Сарыев, А. Шапошников, У.Диментман, Г. Бодров. Тема Туркменистана стала занимать значительное место в творчестве композиторов России, появились первые симфонические сюиты, квартет и другие сложные произведения М. Ипполитова-Иванова, Н. Иванова-Радкевича. Б. Шехтера, Г. Литинского, обрабатывались и издавались туркменские песни-айдымы. Все это положило начало развитию туркменской профессиональной музыки. С середины 30-х годов в Москве, в туркменском отделении консерватории начали обучаться будущие наши композиторы, дирижеры, певцы, музыканты - вскоре там их уже было сорок человек... >> |
|||||||||
страница 2 | |||||||||
главная |