|
Проект
"Основы компьютерной грамотности и Интернета
для незрячих людей".
IATP/USAID
ТОС и ТОГ
г. Ашхабад
ТУРКМЕНИСТАН |
главная
Дженнет НАЗАРОВА,
кандидат биологических наук
О творчестве
Проект
"Основы компьютерной грамотности и Интернета для незрячих и слабовидящих
людей" начал свою работу в феврале 2007 года на базе ресурсного центра
в ТОС и ТОГ (Туркменское общество слепых и Туркменское общество глухих)
г. Ашгабата.
Первым преподавателем этого курса была Татьяна
Новрузова. Двое выпускников из ее первой группы, незрячие люди, сами
стали инструкторами, обучающими слабовидящих.
Я стала
преподавать этот курс с ноября 2007 года. Все, что у меня было вначале,
- руководство к звуковой программе JAWS для Windows. Мне пришлось создать
свою практическую методику работы с незрячими людьми. Принцип ее не нов,
он заключается в индивидуальном подходе и психологической мотивации.
Теперь,
отработав методику, могу с определенностью утверждать, что нет никаких
принципиальных отличий между незрячими и зрячими людьми при обучении их
компьютерным навыкам. Все зависит от индивидуальных качеств. Если человек
по своей натуре не "технарь", если он боится лишний раз нажать
кнопку, боится что-то испортить, то обучение его займет немного больше
времени, терпения и труда. Если же человек любознателен и немного авантюрен,
ему интересно все новое, то и учить его легче.
Специфика
образования для незрячих людей заключается в том, что они пишут и читают,
используя технику точечного шрифта Луи Брайля, а основной объем информации
воспринимается ими на слух. Именно эта специфика является коммуникационным
барьером при оценке творческих способностей незрячих людей другими людьми.
Ведь технику чтения и письма по Брайлю знают, в основном, только сами
незрячие. И поэтому компьютерная грамотность имеет колоссальное значение
для незрячих людей. Во-первых, они получают возможность
раскрыть свои способности посредством современных универсальных компьютерных
технологий. Во-вторых, образуется коммуникационный мост между незрячим
и зрячим миром: все другие люди могут оценить продукт творческой деятельности
незрячих, так как этот продукт выражен в "зрячем" формате.
В качестве
примера, мне бы хотелось привести небольшие сочинения на заданную тему,
написанные моими незрячими учениками с использованием программы Microsoft
Word. Я представляю их в оригинальном виде, без каких-либо правок, и прошу
не обращать внимания на грамматические и орфографические ошибки (к сожалению,
стандарт обучения в специализированных школах для инвалидов пока оставляет
желать высшего). На мой взгляд, за каждым этим сочинением стоит личность,
со своим мировоззрением и своей мечтой.
Сочинение Юрия Кулика "Если бы я был Биллом Гейтсом"
Если я был Биллом Гейтсом.
Имея
подобный склад ума, характер, и соответствующие образование основателя
Мойкрософта поставил бы перед собой цели всоответствии с движующимся на
нашей планете мировым прогрессом.
Цель первая- Наше с вами общество состоит из разных людей, и с разными
возможностями. Компьютер стал ниотемлимой частью нашей сегоднешней жизни
в любых сферах. Именно по этому создание специальных уникальных компьютеров
даступность приобритения и пользования для всех социальных групп.
Цель вторая- Упрощение пользования компьютерами программами и опирационными
системами для людей с ограниченными возможностями.
Цель третья- Успешное и мягкое интегрирование людей с ограниченными возможностчми
с помошью компьютеров и всемирной паутины во все возможные сферы общества.
Компьютеры
помогут этим людям разширить своё мировоззрение, получить образование
изучать языки, подружиться и общаться со многими людьми в разных странах
мира, делиться и обмениваться знаниями, мыслями и жизненным опытом и проявить
свои яркие таланты. Образование, взаимопонимание и всеобщие уважение и
боготство всех времён знание вот формула будущего мирного сосуществования
на нашей планете прогрессивного человечества.
Сочинение Тачмухаммеда Оразова "Моя мечта"
МОЯ
МЕЧТА
Я
бы хотел сперва благодарить всех кто нам помагают и особинно кто нас учат
на компьютере .Моя мечта было учить компьютер и это маё мечта збылосьЯ
хочу изобрести дома компьютер и работать над новыми музыкальными программами
.Мичтаю стать знаминитым музыкантом и буду сочинять новые музыки новые
песни иэти музыки и эти песни хочу посвятить моему народу.
Если
бы был у меня возможнасть учить все музыкальные программмы то бы я вывучилбы
эти программы.Я мечтаю устройиться на работу какой нибуть в музыкальную
студию и работать над музыкой.
Я очень
люблю заниматся музыкай и компьютерам это моя вся мичта .У русских есть
такая пословица что незбывается то к лучшему. Ябы хочу зовершить свою
сочинению такими словами мечта есть у каждого из нас.
Сочинение Вадима Афонина "Музыка в моей жизни"
Музыкм в моей жизни
Музыка
живёт в сендце моём,я стал её вечным рабом.
Так случилось в моей жизни,что с раннего детства меня привлекало всё то,что
могло звучать.Это были: банки,вёдра,бутылки с волой и без содержимого,различные
металлические предметы, одним словом всё - что могло звучать. Для меня
- это был сказочный мир, где могло произходить самое интересное, удивительное,
завораживающее действо. В этих звуках я находил различные музыкальные
образы, которые увлекали, наводили страх, вдохновляли и просто радовали
слух своим звучанием. Когда появилась возможнасть прикоснуться к музыкальному
инструменту мне было пять лет.
Незнаянотной грамоты, мне удалось подобрать, на слух, несколько модных,
ВТО время, песен.
Эти
сочинения были написаны в начале курса обучения, для закрепления навыков
работы на алфавитной клавиатуре. Учтите, что у всех этих участников не
было возможности практиковаться дома, так как у них нет своих компьютеров.
И то, что они сумели стать свободными в компьютерной среде за 3 месяца
обучения (по 6 часов в неделю), говорит об их изначальной незаурядности.
Учитель
пения школы-интерната для незрячих Вадим Юрьевич Афонин свое участие в
проекте IATP обозначил очень оригинально - за компьютером, на одном дыхании,
написал песню. Вот ее стихотворный вариант:
МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
Ашгабат и Вашингтон -
Две столицы и ООН.
Шлю всем джазовый привет
Через славный Интернет;
Я удачу и успех
Разделить хочу на всех!
Припев:
Люди все прекрасные,
Взгляды наши разные,
В жизни смысл хотим найти.
Дела благородные,
Действия свободные
Нас должны вперёд вести.
Мои добрые друзья,
Друг без друга нам нельзя,
Есть идея, есть проект,
Пора браться за объект.
И чтоб было все путем
В Интернет опять войдём.
Средство нужно нам найти,
До ума всё довести,
Всем к согласию придти,
Мосты дружбы навести.
Я же - скромный музыкант,
Хочу просто выиграть грант
Лейла
Атаева, выпускница программы "Основы компьютерной грамотности
и Интернета для незрячих людей" за время обучения хорошо освоила
программу Microsoft Word и сама подготовила компьютерную верстку своих
стихов, которые представлены на ее персональной WEB-страничке. Нет сомнения
в том, что ее талант и любовь к хорошей литературе помогут ей стать настоящей
поэтессой.
Тачмухаммед
Оразов и Вадим Юрьевич Афонин при помощи родственников и друзей сделали
запись концерта учащихся Ашгабатской школы-интерната для незрячих детей.
Применив полученные компьютерные навыки, они, уже самостоятельно, в компьютерном
формате ввели этот концерт в творческий архив ресурсного центра ТОС и
ТОГ г. Ашгабата.
Я очень рада тому, что этот проект уже принес конкретную пользу незрячим
людям. Используя современные возможности компьютерных технологий, они
смогли реализовать заложенные в них способности и выразить себя творчески,
вопреки ограничениям, связанным с отсутствием зрения.
###
© Дженнет НАЗАРОВА, 2008 Все права защищены. |