Проект

"Основы компьютерной грамотности и Интернета
для незрячих людей".
IATP/USAID
ТОС и ТОГ
г. Ашхабад
ТУРКМЕНИСТАН

          главная

 

Дженнет НАЗАРОВА,
кандидат биологических наук

О творчестве

            Проект "Основы компьютерной грамотности и Интернета для незрячих и слабовидящих людей" начал свою работу в феврале 2007 года на базе ресурсного центра в ТОС и ТОГ (Туркменское общество слепых и Туркменское общество глухих) г. Ашгабата.

Первым преподавателем этого курса была Татьяна Новрузова. Двое выпускников из ее первой группы, незрячие люди, сами стали инструкторами, обучающими слабовидящих.
           Я стала преподавать этот курс с ноября 2007 года. Все, что у меня было вначале, - руководство к звуковой программе JAWS для Windows. Мне пришлось создать свою практическую методику работы с незрячими людьми. Принцип ее не нов, он заключается в индивидуальном подходе и психологической мотивации.
           Теперь, отработав методику, могу с определенностью утверждать, что нет никаких принципиальных отличий между незрячими и зрячими людьми при обучении их компьютерным навыкам. Все зависит от индивидуальных качеств. Если человек по своей натуре не "технарь", если он боится лишний раз нажать кнопку, боится что-то испортить, то обучение его займет немного больше времени, терпения и труда. Если же человек любознателен и немного авантюрен, ему интересно все новое, то и учить его легче.
           Специфика образования для незрячих людей заключается в том, что они пишут и читают, используя технику точечного шрифта Луи Брайля, а основной объем информации воспринимается ими на слух. Именно эта специфика является коммуникационным барьером при оценке творческих способностей незрячих людей другими людьми. Ведь технику чтения и письма по Брайлю знают, в основном, только сами незрячие. И поэтому компьютерная грамотность имеет колоссальное значение для незрячих людей. Во-первых, они получают возможность раскрыть свои способности посредством современных универсальных компьютерных технологий. Во-вторых, образуется коммуникационный мост между незрячим и зрячим миром: все другие люди могут оценить продукт творческой деятельности незрячих, так как этот продукт выражен в "зрячем" формате.
           В качестве примера, мне бы хотелось привести небольшие сочинения на заданную тему, написанные моими незрячими учениками с использованием программы Microsoft Word. Я представляю их в оригинальном виде, без каких-либо правок, и прошу не обращать внимания на грамматические и орфографические ошибки (к сожалению, стандарт обучения в специализированных школах для инвалидов пока оставляет желать высшего). На мой взгляд, за каждым этим сочинением стоит личность, со своим мировоззрением и своей мечтой.


Сочинение Юрия Кулика "Если бы я был Биллом Гейтсом"

Если я был Биллом Гейтсом.
           Имея подобный склад ума, характер, и соответствующие образование основателя Мойкрософта поставил бы перед собой цели всоответствии с движующимся на нашей планете мировым прогрессом.
Цель первая- Наше с вами общество состоит из разных людей, и с разными возможностями. Компьютер стал ниотемлимой частью нашей сегоднешней жизни в любых сферах. Именно по этому создание специальных уникальных компьютеров даступность приобритения и пользования для всех социальных групп.
Цель вторая- Упрощение пользования компьютерами программами и опирационными системами для людей с ограниченными возможностями.
Цель третья- Успешное и мягкое интегрирование людей с ограниченными возможностчми с помошью компьютеров и всемирной паутины во все возможные сферы общества.
           Компьютеры помогут этим людям разширить своё мировоззрение, получить образование изучать языки, подружиться и общаться со многими людьми в разных странах мира, делиться и обмениваться знаниями, мыслями и жизненным опытом и проявить свои яркие таланты. Образование, взаимопонимание и всеобщие уважение и боготство всех времён знание вот формула будущего мирного сосуществования на нашей планете прогрессивного человечества.


Сочинение Тачмухаммеда Оразова "Моя мечта"

МОЯ

МЕЧТА

           Я бы хотел сперва благодарить всех кто нам помагают и особинно кто нас учат на компьютере .Моя мечта было учить компьютер и это маё мечта збылосьЯ хочу изобрести дома компьютер и работать над новыми музыкальными программами .Мичтаю стать знаминитым музыкантом и буду сочинять новые музыки новые песни иэти музыки и эти песни хочу посвятить моему народу.
           Если бы был у меня возможнасть учить все музыкальные программмы то бы я вывучилбы эти программы.Я мечтаю устройиться на работу какой нибуть в музыкальную студию и работать над музыкой.
           Я очень люблю заниматся музыкай и компьютерам это моя вся мичта .У русских есть такая пословица что незбывается то к лучшему. Ябы хочу зовершить свою сочинению такими словами мечта есть у каждого из нас.


Сочинение Вадима Афонина "Музыка в моей жизни"

Музыкм в моей жизни


           Музыка живёт в сендце моём,я стал её вечным рабом.
Так случилось в моей жизни,что с раннего детства меня привлекало всё то,что могло звучать.Это были: банки,вёдра,бутылки с волой и без содержимого,различные металлические предметы, одним словом всё - что могло звучать. Для меня - это был сказочный мир, где могло произходить самое интересное, удивительное, завораживающее действо. В этих звуках я находил различные музыкальные образы, которые увлекали, наводили страх, вдохновляли и просто радовали слух своим звучанием. Когда появилась возможнасть прикоснуться к музыкальному инструменту мне было пять лет.
Незнаянотной грамоты, мне удалось подобрать, на слух, несколько модных, ВТО время, песен.

           Эти сочинения были написаны в начале курса обучения, для закрепления навыков работы на алфавитной клавиатуре. Учтите, что у всех этих участников не было возможности практиковаться дома, так как у них нет своих компьютеров. И то, что они сумели стать свободными в компьютерной среде за 3 месяца обучения (по 6 часов в неделю), говорит об их изначальной незаурядности.
           Учитель пения школы-интерната для незрячих Вадим Юрьевич Афонин свое участие в проекте IATP обозначил очень оригинально - за компьютером, на одном дыхании, написал песню. Вот ее стихотворный вариант:

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ


Ашгабат и Вашингтон -
Две столицы и ООН.
Шлю всем джазовый привет
Через славный Интернет;
Я удачу и успех
Разделить хочу на всех!

Припев:
Люди все прекрасные,
Взгляды наши разные,
В жизни смысл хотим найти.
Дела благородные,
Действия свободные
Нас должны вперёд вести.

Мои добрые друзья,
Друг без друга нам нельзя,
Есть идея, есть проект,
Пора браться за объект.
И чтоб было все путем
В Интернет опять войдём.

Средство нужно нам найти,
До ума всё довести,
Всем к согласию придти,
Мосты дружбы навести.
Я же - скромный музыкант,
Хочу просто выиграть грант

           Лейла Атаева, выпускница программы "Основы компьютерной грамотности и Интернета для незрячих людей" за время обучения хорошо освоила программу Microsoft Word и сама подготовила компьютерную верстку своих стихов, которые представлены на ее персональной WEB-страничке. Нет сомнения в том, что ее талант и любовь к хорошей литературе помогут ей стать настоящей поэтессой.
           Тачмухаммед Оразов и Вадим Юрьевич Афонин при помощи родственников и друзей сделали запись концерта учащихся Ашгабатской школы-интерната для незрячих детей. Применив полученные компьютерные навыки, они, уже самостоятельно, в компьютерном формате ввели этот концерт в творческий архив ресурсного центра ТОС и ТОГ г. Ашгабата.

Я очень рада тому, что этот проект уже принес конкретную пользу незрячим людям. Используя современные возможности компьютерных технологий, они смогли реализовать заложенные в них способности и выразить себя творчески, вопреки ограничениям, связанным с отсутствием зрения.

###

© Дженнет НАЗАРОВА, 2008 Все права защищены.